На прошлой неделе компания RRGобъявила о создании концепций реорганизации территории для ряда объектов РЖД в Москве и регионах. В перспективе вокзалы и железнодорожные станции превратятся в современные траспортно-пересадочные узлы с торговыми и бизнес-зонами. А существующая там ныне уличная торговля останется только в том случае, если будет переведена в цивилизованный вид.
В ходе работ специалистами RRG были разработаны концепции развития московских интенсивно используемых транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), которые в настоящее время являются платформами. Это Выхино, Царицыно, Петровско-Разумовская, Дмитровская. Кроме того, был предложен проект реконцепции привокзальных территорий в Воронеже, Владимире, Орле, Перми и Мурманске.
Как рассказывают в компании, основной задачей преобразования данных территорий является создание максимально-комфортной среды для пассажиров. Кроме того, логистика пассажиропотока проекта предусматривает движение пассажиров через зоны торговли и услуг.
«Такое решение позволит создать цивилизованные условия для качественного шопинга и отдыха как для пассажиров ТПУ, так и для жителей близлежащих жилых районов. Так, при наличии удобной торговой составляющей людям можно будет совершать покупки в едином месте на пути с работы домой, сократив тем самым, время на дорогу и нагрузку на общественный транспорт, — поясняет председатель совета директоров ГК RRG Денис Колокольников. — Кроме того, в рамках ТПУ предусматриваются перехватывающие парковки и другие бизнес-функции. Все это позволит повысить коммерческий эффект от функционирования вокзалов и ТПУ, а также инвестиционную привлекательность объектов и прилегающих к ним территорий».
В ходе работ специалистами RRG были проведены геомаркетинговые исследования, опросы населения, проанализированы различные сегменты коммерческой недвижимости (торговой, офисной и гостиничной), а также «мощности» объектов с точки зрения суточного пассажиропотока. Исследование также включало проработку будущего развития территорий с учетом расширения численности населения, планируемой застройки, изменения структуры и численности пассажиропотоков, а также планов по реконструкции путей сообщения и дорожной сети.
На основе исследований был выявлен потенциал местоположения и ресурсного качества выделенных территорий; целевая аудитория, определены сочетания функций. В результате было подготовлено функциональное зонирование вокзалов, новых объектов и привокзальных территорий, определен рекомендуемый формат объектов, коммерческие условия сдачи в аренду, инвестиционные затраты для реализации проектов, оценена их инвестиционная привлекательность.
«Потенциал у нынешних вокзалов и железнодорожных платформ просто огромен», — уверен Денис Колокольников. — «Например, “мощность” потенциального ТПУ Выхино составляет около 200 тыс. человек в сутки. Такой трафик в сочетании с дефицитом концептуальных торговых площадей в кластере позволяет создать здесь ТПУ с торгово-развлекательным объектом общей площадью до 80 000 кв.м.»
Некоторые объекты РЖД обладают уникальной локацией. В частности платформа Царицыно — ближайшая точка концентрации населения, движущегося в сторону огромного пласта перспективной территории развития Новой Москвы. По словам Дениса Колокольлникова, здесь, среди прочего, целесообразно будет создание удобных переходов от метро до железнодорожной станции с наличием торговой инфраструктуры по пути следования.
Привлекательно и развитие объектов в регионах. Так, например, в связи с программами государственного развития, значительным потенциалом обладает Мурманск. Здесь возможно строительство торгово-офисного центра городского значения, интегрированного со зданием существующего вокзала и автовокзала.
Однако не стоит забывать, что сейчас на территории крупных транспортных узлов, в том числе принадлежащих РЖД, расположено огромное количество торговых объектов. Большая часть из них относится к категории малого и среднего бизнеса, в последние годы испытывающего на себе колоссальное давление со стороны властей, выражающееся, в том числе, сносом торговых точек. И любая реорганизация территорий грозит предпринимателям новыми проблемами.
«Ситуация с уличной торговлей в каждом из проектов своя, и по каждому разработано свое решение. На некоторых ТПУ объем торговли изначально был небольшим, она преимущественно как раз и была уличной, и в ходе преобразования территории так уличной и останется. Разница в том, что это будет более современный формат уличной торговли», — рассказал в беседе с корреспондентом интернет-журнала PlanetaSMI.RU Денис Колокольников. По его словам, в масштабных проектах — таких, например, как ТПУ Выхино и другие крупные пересадочные пункты, — существующую сейчас торговлю можно квалифицировать как абсолютно нецивилизованную.
«Здесь практически нет концептуальных торговых площадей, почти вся торговля — уличная. При этом, по тому же ТПУ Выхино объем потенциального трафика составляет порядка 200 тыс. человек в сутки. Очевидно, что проект подразумевает в данном случае создание торгового центра, в котором будут представлены все основные товарные группы, но небольшие помещения также останутся в зонах переходов, платформ и т.д», — указал собеседник PlanetaSMI.RU, уточнив: «Это не означает, что уличная торговля будет полностью “зачищена”: часть торговых точек малого и среднего бизнеса останется в проекте, если будет соответствовать стандартам, или будет переведена в современный, цивилизованный формат».
Александра Вознесенская,
PlanetaSMI.ru от 25.06.2012 г.