Москве нужны торговые улицы по западному образцу, считают консультанты. Но расходятся во мнении, кто должен их формировать — городские власти или сами собственники объектов стрит-ритейла.
Лишь одна улица Москвы может считаться сейчас торговой в европейском понимании — это Столешников переулок, где массово представлены люксовые зарубежные марки(одежда, обувь, ювелирные изделия и т. д.). Остальные более-менее сформированные торговые коридоры вроде Тверской и двух Арбатов(Старого и Нового) уже несколько раз поменяли свою направленность, отмечает Денис Колокольников, гендиректор RRG:«Они превращались из банковских улиц в fashion-зоны, из fashion-зон — в развлекательные, из развлекательных — в места скопления точек общепита».
Целенаправленно поехать на Тверскую, чтобы купить что-то в определенном магазине, клиент вряд ли соберется: и магазина этого там может уже не быть(в среднем ротация арендаторов в московском стрит-ритейле, по словам Натальи Давиденко из Praedium Oncor International, происходит раз в пять лет, а то и чаще), и с парковкой проблемы. Да и, как правило, на топовых торговых коридорах обычно располагаются«витринные» магазины брендов, которые можно найти чуть ли не в каждом раскрученном столичном торгцентре. Стрит-ритейл — для импульсных покупок.«Слава богу, что еще есть такие магазины, — восклицала одна из брокеров на круглом столе“Ведомости. Недвижимости”. — Если мне с работы надо поехать на встречу, но у меня нет блузки и мне надо ее купить, сложно добираться куда-то в“Европейский” или в“Афимолл”, у меня нет столько времени. Я иногда мечусь в ужасе, не знаю, куда побежать, в какой магазин ближайший. Я тут забежала в один магазин обуви, попросила принести пять коробок и взяла три». И таких клиенток, которые за 10 минут способны сделать покупки на 20 000 руб., по словам этой дамы, довольно много.
У них сейчас есть возможность побегать по 150 км улиц, где, по подсчетам RRG, магазины занимают 750 000 кв. м. Это ничто по сравнению с арендопригодным метражом в качественных торговых центрах(от 3,1 млн до 3,8 млн кв. м, по разным оценкам консультантов«большой пятерки»). И в ТЦ арендаторы«собраны в кучку по интересам» и в соответствии хоть с каким-то планом, а в стрит-ритейле рассыпаны, как правило, абсолютно бессистемно, в зависимости от воли собственников. Которые зачастую, по словам Сергея Гипша из Knight Frank,«не заморачиваются никакой, даже минимальной, концепцией».
При желании сделать мастер-планирование несложно и этим должен заниматься город, считает Илья Адамский из Московского ювелирного завода. Он привел в пример опыт Гамбурга, где власти решили преобразовать старый порт в центре города:«Территорию разбили на кусочки, предложили инвесторам — город подвел коммуникации и установил правила игры». В Москве в центре есть промзоны, которые могут быть преобразованы в хорошо организованные пространства, в том числе торговые.
Москва — не пешеходный город, объясняет неразвитость торговых улиц Сергей Гипш. Автомобилисту на скорости 60 км/ч и более трудно принять мгновенное решение зайти именно в этот магазин. Стрит-ритейлу мешает и плохая погода, добавляет он:«Бывает, что не хочется выходить на улицу, а если и заехать в магазин, то попасть в крытый паркинг и чувствовать себя защищенным».
Подпрограмма«Пешеходная доступность объектов городской инфраструктуры» стала частью«Развития транспортной системы [Москвы] на 2012-2016 гг.» и может рассчитывать на 1,205 млрд руб. бюджетных денег. Ее целью определено создание удобных, коротких пешеходных связей между объектами городской инфраструктуры.
В столице даже обсуждался вариант очистить от автомобилистов Тверскую. Главный архитектор города Александр Кузьмин на страницах«Российской газеты» назвал идею хорошей:«Тверская у нас перекрывается во время всех праздников. Вполне можно иметь другой график движения в городе и по воскресеньям <...> Организовать пешеходное движение вполне можно». Впрочем, судя по показателям вышеупомянутой подпрограммы, до 2016 г. этот вопрос вряд ли будет решен положительно. Километраж пешеходных дорожек в ЦАО останется прежним — 2,2 км.
Ведомости от 25.06.2012 г.