Экспансия международных ритейлеров на российский рынок усиливается, в настоящее время 15 брендов рассматривают такую возможность. Правда, не все международные компании сразу находят себе место в популярных ТЦ, но число объектов коммерческой недвижимости в ближайшие годы будет расти.
За 2 года (в 2013-2014 годах) 15 международных брендов, работающих в различных сегментах потребительского рынка, по информации компании Knight Frank, планируют выйти на российский рынок.
Среди желающих есть, например, компании по продаже одежды — Bimba & Lola, Jack Wolfskin, Eurelia, Collezioni fashion, Ferre (вторая линия Gianfranco Ferre), Nissa, Pink Woman, три бренда на рынке аксессуаров — Meli Melo Paris, Funky Fish, Stella's Accessories. Также российский рынок приглянулся Fressnapf (крупнейшая в Германии сеть товаров для животных), WHSmith (книги и пресса), NYS (магазины оптики), Humanic (обувь), Restalia (оператор общественного питания).
Ежегодно, по данным Knight Frank, на российских рынок выходят порядка 10 новых брендов. При этом его наполненность далека от европейских стран. Например, по подсчетам Knight Frank,
в России торговых операторов в 2,2 раза меньше, чем в Германии, и в 1,5 раза меньше, чем во Франции и Великобритании.
Тем не менее, согласно исследованию компании Jones Lang LaSalle, Москва входит в тройку городов-лидеров по количеству международных ритейлеров. Первые места занимают Лондон и Париж. В Лондоне работают 235 торговых сетей (всего компания рассматривала 250 ритейлеров), в Париже — 217 сетей, в Москве – 196. «Как правило, зарубежные ритейлеры более чем в 90% случаев выходят сначала на рынок Москвы, и лишь потом идут в регионы. А для того, чтобы преуспеть в столице, компании-ритейлеру необходимо открыть от 5 до 10 точек в успешных торговых центрах (не говоря о флагманском универмаге в центре города). Чтобы найти 5-10 хороших помещений под магазины, ритейлеру потребуется не менее трех-четырех лет, поэтому о молниеносном «захвате» столицы международными сетями речь не идет», — считает директор департамента торговой недвижимости, партнер S.A. Ricci Илья Шуравин.
Все больше ритейлеров интересуются Россией, но многих останавливают вопросы наличия надежного партнера в России и другие факторы. Некоторые компании, даже при неудачном начале, не оставляют попыток работать на российском рынке. Например, универмаг Debenhams в 2006 году открылся по франшизе на Красной Пресне, но не удержался и года. Сейчас компания предприняла вторую попытку – универмаг открылся в торговом центре «Мега Белая Дача». «Российский рынок был и остается очень интересным для международных ритейлеров. Несколько фальш-стартов, которые наблюдались в течение нескольких последних лет, говорят о том, что сегодня просто имя знакового бренда не является залогом успешной экспансии, необходимы серьезные маркетинговые изучения рынка и тактика поэтапного, постепенного выхода на рынок», — говорит Илья Шуравин.
Приход новых участников на российский рынок ритейла может разнообразить наполняемость ТЦ, сделав их более рентабельными.
«В настоящее время на российском рынке присутствует ограниченное количество крупных сетевых ритейлеров. Собственно, этим объясняется тот факт, что многие торговые центры с точки зрения набора магазинов так похожи друг на друга. При этом
крупные ТЦ, в ряде случаев, испытывают проблемы с заполняемостью: действующих игроков просто «не хватает», чтобы занять площади.
Поэтому приход на наш рынок новых сетевых ритейлеров, безусловно, позволит сделать торговые центры более разнообразными. В настоящее время интерес иностранных игроков к российскому рынку весьма высок. Это ощущалось и на прошедшей недавно выставке MAPIC в Каннах. Поэтому приход 15 сетей представляется вполне закономерным и позитивным. Однако, это не такое большое число новых арендаторов, чтобы повлиять на арендные ставки», — рассказал «Газете.Ru» председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников.
«Для международных компаний российский рынок всегда был непредсказуемым. Они боялись выходить на него. После кризиса эта настороженность еще больше усилилась. Некоторое оживление стало наблюдаться только к концу 2010 года.
Стоит также учитывать фактор территориальной локации. С точки зрения международных компаний, выход на российский рынок – это открытие магазинов в нескольких основных городах-миллионниках: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск. При этом, тот же Сургут (для примера) с населением порядка 300 тыс. человек может быть гораздо интересней в финансовом плане в силу более высокой покупательской способности. Однако, из-за отсутствия подобной информации, международные компании считают самыми лакомыми местами Москву и Питер», — поясняет руководитель отдела торговой недвижимости компании Praedium Александра Бурда.
По данным компании Jones Lang LaSalle, в третьем квартале 2012 года в Москве в сегменте торговой недвижимости рост арендных ставок наблюдался в отдельных сегментах рынка — электроники и бытовой техники, одежды, товаров для ремонта.
По подсчетам компании Colliers International, в конце третьего квартала 2012 года Москва находится на третьем месте по обеспеченности торговыми площадями в Восточной Европе — 258 кв. м на 1 000 человек. В то же время, по данным компании, в Москве сейчас строится наибольшее количество торговых центров в Восточной Европе — 1 034 850 кв. м. В 2012 году в Москве были введены всего 51 950 кв. м торговых площадей в классических торговых центрах — это минимальный показатель для столицы с 2003 года.
Замечено, что предпочтения международных и российских компаний при выборе ТЦ отличаются. «Европейские компании ориентируется не только на «брендовость» и «имиджевость» места. Если российские сети при необходимости «встать» в определенное место готовы идти на убытки, то европейцы в этом плане более прагматичны.
«Европейцы» в первую очередь просчитывают товарооборот и идут в торговый центр, если он совпадает с их ожиданиями.
Европейские бренды будут стараться разместить магазин в качественном ТЦ или объекте стрит-ритейла, ставки аренды в котором являются средними для данной местности», — рассказывает Александра Бурда.
Активное строительство новых торговых площадей и возможная коррекция арендных ставок за счет увеличения предложения сделают российский рынок (прежде всего, московский) еще более привлекательным для международных брендов. «На нашем рынке еще не присутствует достаточное количество известных международных ритейлеров, которые есть, к примеру, в Восточной Европе. Уровень ставок определяется качеством торгового центра, его месторасположением, составом арендаторов и т.д. На сегодняшний день не все присутствующие в России международные бренды смогли войти в наиболее успешные ТРЦ в стране. Учитывая относительную стабильность на рынке торговой недвижимости, ставки аренды будут расти, но не существенно, так как в 2013-2014 годах в Москве планируется к вводу значительное количество новых объектов», — считает директор по сдаче в аренду торговых центров компании Knight Frank Юлия Соколова.
Юлия Погорелова,
Gazeta.ru от 23.11.2012