Администрация Москвы планирует поднять в мае 2013 года арендные ставки для предпринимателей, чьи торговые палатки находятся в подземных пешеходных переходах, в среднем в 11,6 раза. По мнению властей это позволит увеличить поступления c 160 млн рублей в год, до двух млрд рублей в год.
Торговцы опасаются, что новые ставки станут непосильными для данного типа бизнеса и планируют сворачивать присутствие в переходах. Чиновники, в свою очередь, заявляют, что в переходах работают почти одни субарендаторы и платят рыночные ставки уже давно, а основной поток средств минует казну города.
Существующая система подземной торговли сформировалась ещё в 90-ые годы прошлого века. «Гормост» заключил 169 договоров аренды со 110 фирмами, которые распределили между собой 1320 торговых мест. С того времени не проводилось других аукционов, а договоры продлялись автоматически. Ставки росли пропорционально общей инфляции. В администрации говорят о том, что сейчас аренда павильона обходится в 19—20 тыс. руб. за 1 кв. м в год.
По словам Дениса Колокольникова, председателя совета директоров группы компаний RRG, если ставка в 19-20 000 руб/кв.м./год вырастет в 11 раз, то итоговая цена окажется равно примерно 7 000 $/кв.м./год, что, по сути, на уровне аренды «топовых» помещений стрит-ритейла на основных торговых коридорах, в частности – на Тверской. «Так что далеко не во всех подземных переходах аренда по такой ставке станет делом рентабельным. Ведь подземные переходы (вне станций метрополитена) серьезно различаются по величине пешеходного трафика. В некоторых – особенно в центре города – этот трафик сравним с потоком пассажиров в метро. И тогда подобная ставка представляется вполне реальной и окупаемой. В некоторых количество пешеходов крайне невелико – тогда подобная ставка будет неподъемной», - отметил эксперт.
Роман Амелин, директор департамента коммерческой недвижимости компании Blackwood, также говорит о том, что столь значительное повышение арендных ставок будет способствовать как росту поступлений в городской бюджет (экономическая мера), так и пересмотру договоров и изменению набора арендаторов. Существующие ставки аренды в размере 19-20 тыс. руб. за кв. м в год выглядят заниженными: крайне высокие пешеходные потоки в центре города делают магазины в переходах максимально рентабельными», - заявил Амелин.
Пересчитав ставки аренды, городские власти указали на то, что Москва ежегодно недополучает около 1,8 млрд рублей дохода от подземной торговли. Как оказалось, многие фирмы, которые обладают договорами аренды на павильоны, лично торговлей не занимаются, а сдают точки в субаренду. Арендаторов при этом часто уплотняют, заселяя по 3 точки на одно место.
Далее планируется перезаключить договоры с уже работающими арендаторами, не проводя нового конкурса. В среднем к первому мая платежи вырастут в 11,6 раза, по некоторым договорам, где ставки были совсем маленькие, — в 17—18 раз. Если кто-то откажется платить новую цену, то его договор будет расторгнут, а место торговли выставлено на аукцион.
Дарья Брюховецкая, ведущий консультант NAI Becar, считает, что данный вид коммерции нужен, но и требования к нему должны быть выше тех, что применяются сейчас, или должно строже контролироваться выполнение этих требований. «Если расценивать это как дополнительный - и при этом существенный - доход, который можно перераспределить в пользу лучшего содержания метрополитена, снижения тарифов, повышение зарплат работников и прочее, то однозначно нужен. Если же это останется статьей в бюджете, от которой мы, как пользователи этого самого популярного вида транспорта, не увидим никаких позитивных изменений, тогда получится печальная арифметика», - добавила специалист.
Сергей Михайлов,
Arendator.ru от 25 февраля 2013 г.