Рынок офисной недвижимости далек от своего пика, и арендаторам есть, из чего выбрать. При прочих равных они выбирают БЦ, у которого уже есть крупный арендатор - он и становится «якорем» для остальных компаний.
Как считают эксперты, в сегменте высококачественных бизнес-центров классов А и В вакантными остаются порядка 1,55 млн. площадей. Сложности с заполняемостью возникают сегодня даже у качественных объектов, за исключением тех, что расположены в пределах Центрального мегакластера. Уровень вакансии в БЦ, удаленных от центра города и не располагающих шаговой доступностью от станций метро зачастую выше средних по рынку 15%. В условиях обострившейся конкуренции обратить на свой проект внимание потенциальных арендаторов не так просто.
«Выходом может стать привлечение в качестве основного арендатора крупной компании с именем – в идеале, это должен быть международный бренд. Сфера деятельности компании, скорее всего, не должна быть связана с большим потоком посетителей центрального офиса», - сообщил порталу Restate.ru Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости группы компаний RRG.
«Если такой арендатор найден, он становится своего рода «якорем» объекта и привлекает другие компании. Разумеется, собственник здания готов идти на различного рода уступки, чтобы заполучить такого арендатора, - рассказывает председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников. – Это и льготная арендная ставка, и арендные каникулы разного рода бонусы в виде бесплатных дополнительных площадей или машиномест».
Понятие якорного арендатора в большей степени характерно для торговой недвижимости. Однако в последнее время «якори» все чаще появляются в бизнес-центрах. И это касается не только объектов, расположенных за ТТК. Так, якорными арендаторами БЦ OrlikovPlaza, который находится в Орликовом переулке, стали дочерние структуры РЖД. В новом офисном комплексе А-класса Preo 8 у станции метро «Преображенская площадь» сразу несколько якорных арендаторов: строительная группа компаний «Мортон» (около 15 тыс. кв. м), банк «Русский Стандарт» (12 тыс. кв. м), аудиторско-консалтинговая группа компания BDO (6 тыс. кв. м), Positive Technologies (4 тыс. кв. м) и «Лето Банк» (4 тыс. кв. м).
В бизнес-центре SkyLight на Ленинградском проспекте в роли «якоря» выступила компания Mail.Ru Group, которая расположилась в 27-этажной башне бизнес центра класса А, общей площадью более 30 000 кв.м. Mail.Ru Group арендовала офис на 9 лет, также предусмотрев возможности расширения площади за счет башни Б бизнес-центра. Кстати, именно отказ Mail.Ru от своей прежней штаб-квартиры в бизнес-центре «Авион» эксперты называют серьезным препятствием в поиске новых покупателей для этого БЦ.
Restate.ru от 29.10.2013 г.