В ближайшие годы система московского метро должна полностью измениться — столичные власти задумали реализовать амбициозную инвестиционную программу. Одной из задач на ближайшее будущее должно стать строительство третьего пересадочного контура (второе кольцо), который позволит жителям окраин добираться в соседние районы, минуя центр.
Основные сложности
Важность метро для москвичей переоценить сложно: по данным городских властей, доля Московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта столицы составляет 56%. Иными словами, больше половины жителей Москвы используют именно метро в качестве основного вида общественного транспорта. При этом в районах, не обслуживаемых метрополитеном, живет 23% москвичей, то есть около 2,4 млн человек. Более того, даже наличие станции метро по соседству не решает всех проблем: около 30% москвичей, пользующихся столичной подземкой, чтобы попасть в соседний район, едут в центр. Еще одна сложность московского метро — это высокая стоимость строительства. Поэтому одним из приоритетов своей работы московские власти решили сделать снижение стоимости проектирования и строительства новых линий. Для этого в течение двух лет будет завершена разработка типовых проектов станций и подземных сооружений, что позволит сократить расходы при проектировании и строительстве. В частности, городские власти решили снизить затраты на декоративное оформление станций, не снижая качества строительства. Так, анализ проектов "Марьино"—"Зябликово" и "Строгино"—"Митино" позволил отказаться от некоторых элементов и снизить стоимость строительства этих участков до 1 млрд руб. А одной из новинок должен также стать переход на вертикальные однопролетные лифтовые подъемники, что позволит на отдельных станциях линий неглубокого залегания с высотой подъема пассажира от 4,5 до 15-20 метров отказаться от эскалаторных наклонов.
До 2020 года планируется построить свыше 160 км линий и 79 новых станций метро, что даст возможность сократить количество жителей, не имеющих метро в пешеходной доступности, с 2,6 млн до 700 тыс. человек. В генеральном плане Москвы предусматривается, что к 2025 году общая протяженность линий Московского метрополитена составит 650 км, при этом начнется реализация "скоростной системы" метрополитена из хордовых линий. В ноябре 2013 года столичные власти на градостроительно-земельной комиссии одобрили параметры шести новых станций метро: утверждены проекты градостроительных планов земельных участков для строительства станций метрополитена с проектными названиями "Минская", "Салтыковская улица", "Ферганская улица", "Косино", "Косино-Ухтомская", "Окская улица". Станция "Минская", например, расположенная на пересечении Минской улицы с киевским направлением железной дороги, будет запроектирована с двумя подземными вестибюлями. Площадь участка, отведенного под строительство, составляет 2,07 га, общая подземная площадь объекта — 13,3 тыс. кв. м. Для сравнения: общая площадь станции "Салтыковская улица", запроектированной на пересечении улиц Дмитриевского и Наташи Качуевской, составит более 16,5 тыс. кв. м, в том числе 225 кв. м придется на наземную часть. Но самое главное заключается в том, что уже в ближайшем будущем московское метро должно шагнуть еще дальше — в Подмосковье. К 2017 году новую станцию московского метро планируется построить в Мытищах, и ее проектирование уже началось. Поначалу строительство планировалось завершить еще к 2015 году, но затем сроки было решено передвинуть, чтобы провести более тщательную разработку территорий, прилегающих к будущей станции. В первую очередь речь идет о строительстве транспортно-пересадочного узла с перехватывающими парковками. В следующем году открывается станция "Котельники".
Новый контур
Несмотря на обширные планы строительства новых станций, основной задачей московских властей в этом направлении должно стать в первую очередь создание третьего пересадочного контура, который позволит пассажирам перемещаться с одной радиальной линии на другую, не заезжая в центр. Сегодня самыми загруженными направлениями Московского метрополитена в час пик остаются юго-восток и юг. В ноябре этого года был сдан участок "Выхино"—"Жулебино", однако, по мнению экспертов, это не решило проблемы с загруженностью этого направления, поэтому на станциях "Кузьминки" и "Текстильщики", как и прежде, утром трудно зайти в вагон. Кроме того, подобная ситуация стала наблюдаться и на Калининской линии. В результате продление существующих линий, без пересадочных хорд, пока только увеличивает загрузку метрополитена. Именно поэтому основным проектом, который призван разгрузить линии Московского метрополитена, должно стать строительство третьего пересадочного контура, первый элемент которого — на севере Москвы — должен появиться уже в 2016 году.
По задумке столичных властей третий пересадочный контур должен коренным образом разгрузить критические по нагрузкам перегоны на действующих линиях за счет перераспределения пассажиропотоков, а также на 20% снизить загрузку пересадочных узлов Кольцевой линии и пересадок в центральной части города. Предполагается, что новый контур будет ежедневно обслуживать более 1,5 млн пассажиров. Его создание позволит присоединить к нему вылетные линии с периферии Москвы и ближайшего Подмосковья. Первые такие линии протянутся от Нижегородской улицы до Люберец и от "Делового центра" до Ново-Переделкино. Эти линии будут соединяться с третьим контуром пассажирскими съездами, что позволит в случае необходимости организовывать маршрутные перевозки по хордовым направлениям, минуя центральную часть города.
В настоящее время были изменены границы некоторых участков третьего транспортного контура, где-то они были расширены, а где-то смещены, но на всех площадках уже начаты геологические и геодезические исследования. Общая протяженность третьего пересадочного контура столичной подземки составит более 50 км.
Однако строительством третьего пересадочного контура московские власти ограничиваться не думают. Так, старт основных строительных работ по продлению Калининско—Солнцевской линии метрополитена от станции "Раменки" до района Ново-Переделкино на западе Москвы запланирован уже на начало 2014 года, рассказали в пресс-службе столичного департамента строительства. В третьем квартале текущего года начнутся строительные работы подготовительного периода на участке продления Калининско—Солнцевской линии от станции "Раменки" до станции "Рассказовка" в Ново-Переделкино, а в следующем году строители приступят к основной части работ. Протяженность участка от станции "Раменки" до станции "Рассказовка" составит 13,5 км, на нем разместятся семь станций — "Мичуринский проспект", "Озерная", "Терешково", "Солнцево", "Боровское шоссе", "Шолоховская" и "Рассказовка". Для обслуживания линии планируется построить электродепо в промзоне "Солнцево". В результате Калининско—Солнцевская линия свяжет западные, юго-западные и центральные районы города, что сократит загрузку метро в центре Москвы. Благодаря этому должны разгрузиться пересадочные узлы на станциях "Юго-Западная", "Проспект Вернадского" и "Теплый стан". В свою очередь, новый участок "Деловой центр"—"Парк Победы" будет соединен с существующей Калининской линией перегоном "Деловой центр"—"Третьяковская". Уже в июне 2014 года начнется строительство станции метро "Рассказовка". В мае следующего года будет смонтирован проходческий щит, который доставят в Москву с Украины. Сама проходка начнется уже в июне 2014-го, срок сдачи станции — декабрь 2016 года.
Быстрее только в Китае
По данным столичных властей, Москва уже стала мировым лидером по темпам строительства метро. Больше российской столицы строят метро только в Шанхае и Пекине, однако в пересчете на одного жителя Москва занимает первое место в мире. В этом году планируется сдать свыше 12 км линий метро и шесть станций. Этот показатель соответствует лучшим годам советского периода. И с каждым годом объемы ввода будут расти. При этом активное строительство новых станций и линий ставит перед городскими властями все новые проблемы. Например, в Москве с учетом строительства 160 км линий метро катастрофически не хватает депо, которые необходимы для обеспечения надежной работы подвижного состава. Поэтому планируется всего построить восемь новых депо, реконструировать семь старых, и еще одно депо метрополитену будет передано железнодорожниками. Следующая задача — еще большее удешевление строительства новых линий и станций. Для этого московские власти решили использовать так называемую мадридскую технологию, когда вместо двух тоннелей для одной и той же линии строится один тоннель пошире. В этом случае станция устроена иначе: пути проходят посередине вестибюля, как на станциях "Кутузовская" и "Студенческая" Филевской линии. Подобный метод строительства активно используется за границей и позволяет существенно сократить затраты.
Эксперты отмечают, что московское метро никогда раньше не строилось такими темпами. По словам аналитика "Инвесткафе" Игоря Арнаутова, строительство метрополитена является важной составляющей развития транспортной системы Москвы, так как метро остается самым выгодным и быстрым способом, которым ежедневно пользуется около 9 млн человек. "В условиях города увеличение улично-дорожной сети весьма ограничено, и ее развитие в ближайшее время будет связано с реконструкцией вылетных магистралей",— говорит эксперт. Поэтому единственным способом развития транспортной инфраструктуры столицы является строительство железнодорожных путей, а также метрополитена. "Я считаю, что столичные власти сегодня выполняют беспрецедентную работу по развитию транспортной сети Москвы, в том числе это касается и строительства метрополитена. Город фактически вышел на первое место в мире по темпам возведения новых линий и станций метро. При этом проводимые работы не оказывают никакого негативного влияния на качество работы подземки — и это тоже огромная заслуга и властей, и метростроителей",— согласен генеральный директор компании "Домус финанс" Павел Лепиш. По его словам, программа развития метро вполне отвечает запросам города. Основное строительство сосредоточено на окраинах Москвы, в районах с низкой транспортной доступностью, где проблемы плохого сообщения с центром города и перегруженности дорог до этого не решались годами. "Конечно, многое надо было сделать еще десятилетия назад, но критиковать политику предыдущих властей сейчас бесполезно. Главное — сегодня сформирован четкий план развития метрополитена, и он на самом деле реализуется",— говорит эксперт. Однако, по его словам, есть небольшие задержки с вводом станций, хотя это ничто в сравнении с прежними долгостроями: например, станция "Воробьевы горы" перестраивалась почти 20 лет.
"Планы по развитию метрополитена, сколько можно вспомнить, всегда спотыкаются о сроки реализации. Не говорю о таких явных долгостроях, как станция "Митино", строительство которой началось в 1992 году, а введена она была только в 2009-м. Довольно много людей, к слову, приобрели в конце 90-х недвижимость в Митино, рассчитывая на скорое улучшение транспортной доступности",— говорит директор департамента коммерческой недвижимости группы компаний RRG Юрий Тараненко. По его словам, даже если не брать столь яркие примеры, сроки реализации планов по развитию метрополитена переносятся систематически. Те планы, которые обнародуются сегодня, можно назвать весьма и весьма перспективными и полезными для города. "Если эта работа будет завершена в сроки, деятельность города в области развития метрополитена можно будет оценить крайне высоко",— отмечает эксперт.
Алексей Лоссан,
Коммерсантъ. Деньги от 25.11.2013 г.