Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Реформация торговли

02.12.2013

Каждый четвертый московский торговый центр нуждается в реконцепции, говорят аналитики рынка коммерческой недвижимости. «Газета.Ru» выяснила, какие торговые центры действительно нуждаются в смене имиджа и как это отразится на их экономике.

Первые концептуальные торговые центры строились в центре столицы, в западной и юго-западной части города, рассказали «Газете.Ru» в компании RGG. Они считаются устаревшими из-за возраста. Другая группа нуждающихся в реконцепциии ТЦ располагаются в менее престижных районах: профессиональные девелоперы интересовались этими районами в меньшей степени, поэтому довольно значительная часть проектов была реализована без проработанной концепции.

«Чаще всего это здания 90-х и начала 2000-х годов постройки, которые создавались на заре российского девелопмента. Такие торговые центры сегодня можно встретить во всех районах Москвы, много неудачных объектов есть и в ЦАО», — поясняет директор торгового департамента компании Praedium Сергей Камлюк.

Примеры удачной смены формата на российском рынке есть. Классический пример — ТЦ «Охотный ряд».

Изначально он позиционировался как ТЦ высокой ценовой категории. Однако здесь были проблемы с парковкой, ТЦ располагался в зоне высокой концентрации людских потоков. Поэтому после того, как в нем сменился пул арендаторов и появился mass-market, рассчитанный на другую целевую аудиторию, проект стал одним из самых эффективных.

Пока проекты удачной реконцепции на московском рынке единичны. По мнению экспертов, смена имиджа характерна для более развитых рынков. «Питер — более конкурентый рынок, здесь обеспеченность торговыми площадями выше в 1,5 раза, чем в Москве, при этом уровень доходов населения в 2 раза меньше. Если здесь не будет проводиться реконцепция, то обороты будут падать. В Москве острой потребности в реконцепции нет – Москва озаботится этим вопросом через 2-3 года», — рассказывает генеральный директор компании Colliers International Николай Казанский.

Доходность ТЦ в случае успешной реконцепции повышается на 30%, в некоторых случаях даже увеличивается в 2 раза, оценивают эксперты компании Praedium. «Если удается вернуть аудиторию, которая была до появления крупного конкурента, или даже увеличить ее, то арендные ставки могут вырасти на 10-30%. Но сама по себе реконцепция, основанная лишь на смене одного арендатора на другого, может не оправдать ожидания собственника», — уточняет заместитель директора департамента торговой недвижимости S.A. Ricci Павел Анисимов.

А вот рост арендных ставок – не обязательное следствие реконцепции объекта, они могут остаться на том же уровне или даже понизиться.

«Реконцепция проводится не потому, что «все плохо», а для того, чтобы не допустить снижения существующего уровня, сохранить стабильность и поступательное развитие проекта. Соответственно, после такой реконцепции арендные ставки останутся на прежнем уровне. Но и снижаться не будут. Более того, в отдельных случаях, когда изменения в проекте оказываются радикальными, приходится снижать арендные ставки, чтобы привлечь первых арендаторов. Тем не менее, конечно, в большинстве случаев после реконцепции ставки растут. Однако, размер этого роста индивидуален для каждого ТЦ», — объясняет председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников.

Как рассказали «Газете.Ru» в международной консалтинговой компании Jones Lang LaSalle, есть несколько признаков того, что проект перестал быть успешным и нуждается в реконцепции. Самый главный – низкий показатель отношения посещаемости к арендуемой площади комплекса. «К примеру, если ваш объект арендуемой площадью 80 тыс. кв. м в среднем посещает 20 тыс. человек в день и соотношение равно 0,25 – то это крайне низкий показатель, который говорит о катастрофически неуспешном ТЦ. Минимальным соотношением считается 0,4, показатель на уровне 0,6-0,7 говорит, что объект работает хорошо, выше 0,7 – отлично. Максимальные показатели в Москве у таких сверхуспешных торговых центров, как «Метрополис», «Европейский», «Охотный Ряд», — рассказывает директор по развитию бизнеса департамента торговых площадей компании Jones Lang LaSalle Марина Малахатько.

Кроме этого, для оценки успешности ТЦ учитывается, сколько посетителей потратили деньги в ТЦ, какие магазины они посетили, а какие нет и т.д.

При этом проекты даже с плохой концепцией могут быть популярны и востребованы, если они располагаются в хорошей локации. Правда, до тех пор, пока рядом не появится более качественный объект-конкурент.

«Торговый центр «Л-153», расположенный недалеко от метро «Братиславская», работает в отсутствие качественной конкуренции, правда, основная часть посетителей приходит сюда только ради «Ашана». ТЦ «Глобал Сити» у метро «Южная», «Золотой Вавилон» в Отрадном или Ясеневе – все они работают благодаря расположению рядом со станцией метрополитена, а также отсутствию сильной конкуренции. Помимо этого нужно упомянуть и советские универмаги – «Перовский», «Первомайский» и другие: устаревшие, они при этом притягивают аудиторию, ведь рядом просто нет качественной альтернативы», — приводит примеры Марина Малахатько.

По оценкам Jones LangLaSalle, в Восточной Европе обычно реконцепция, касающаяся смены арендаторов, происходит через 5-7 лет, в Западной Европе реже – через 7-10 лет. Если говорить о более серьезной перестройке объекта – физических изменениях, в хорошо построенных ТЦ это следует делать лет через 15 после открытия. В России, особенно в объектах «первой волны», первые перестройки стали случаться через 5 лет. Для успешной работы торгового центра каждые 10 лет нужно что-то в нем менять, считают эксперты Jones LangLaSalle.

При этом положительные изменения не обязательно должны затрагивать сразу все возможные уровни. Николай Казанский приводит в пример ТРЦ «Мега»: «Этот торговый центр появился в 2002 году. Не делая каких-то глобальных изменений, он каждый год проводит какие-то незначительные реновации, чтобы соответствовать рыночным трендам. В результате до сих пор это один из самых успешных проектов на рынке».

Юлия Погорелова,

Газета.ру от 02.12.2013 г.

RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты