Сегодня в России работают более 2500 фитнес-клубов. "Общее количество работающих в Москве фитнес-клубов можно оценить примерно в 500 точек общей площадью более 400 тыс. кв. м, - рассказывает директор департамента коммерческой недвижимости группы компаний RRG Юрий Тараненко. По данным агентства маркетинговых исследований MAGRAM Market Research (MMR), оборот московского рынка фитнес-услуг составляет около $150-200 млн. В Санкт-Петербурге сегодня действуют больше 400 фитнес-клубов и спортивных центров.
Поскольку в начале 1990-х годов российский фитнес-бизнес начинался с клубов премиум-класса, то сегодня, по мнению экспертов, этот сегмент уже заполнен на 70-90%, тогда как рынок услуг экономкласса - только на 30-40%. Крупнейшими игроками на рынке фитнес-услуг являются: World Gym - более 200 клубов по всему миру, "Русская Фитнес-Группа" (бренды World Class и "Физкульт") - более 60 клубов в России, Alex Fitness - 60 клубов в России, X-Fit Group - более 50 фитнес-клубов в России и за рубежом, Strata Partners (бренды City Fitness и Orange Fitness) - 27 клубов, "Планета Фитнес" - 22 клуба. Стоит ли вливаться в этот бизнес?
"В среднем в фитнес-индустрии вложения окупаются за срок от 3 до 7 лет, - отмечает председатель совета директоров X-Fit Group Игорь Лукашов, - если мы говорим о российском рынке, то в первую очередь имеем в виду полноформатные клубы - с бассейном, с залами групповых программ, с качественной отделкой, качественным оборудованием. Стоимость вложений в подобных случаях варьируется от $3 до $5 млн".
Однако можно открыть и небольшую фитнес-студию размером от 100 кв. м - такой формат обойдется в $50-100 тыс. Но, чтобы вложения оказались выгодными, необходимо несколько составляющих, одна из которых - выбор региона. "Если не брать в расчет Москву и Санкт-Петербург, то это, безусловно, города-миллионники. Большие города активно развиваются, что существенно увеличивает спрос на фитнес", - говорит Игорь Лукашов. С ним соглашается и независимый фитнес-эксперт, руководитель проекта Good4Fitness.ru Марина Князева и добавляет, что сегодня, помимо мегаполисов фитнес-клубы открываются в городах, население которых исчисляется сотнями тысяч человек. "Ну, а если это маленькая фитнес-студия или тренажерный зал, то ничего в принципе не мешает открыть его и в совсем небольшом населенном пункте", - считает она.
Когда предприниматель определился с объемом инвестиций и регионом, важным вопросом для него остается выбор "правильного места", где построить клуб. "Расположение фитнес-центра напрямую влияет на посещаемость. Клуб у метро или внутри жилого массива будет привлекать большее количество людей, чем фитнес-клуб, находящийся далеко от метро и жилых домов. Одним из важных факторов удачного размещения является транспортная доступность: к примеру, спортивный клуб на пересечении главных улиц района будет пользоваться популярностью у клиентов", - говорит заместитель гендиректора Praedium Александр Ошурко. По его словам, некоторые крупные сетевые операторы ведут статистику и отмечают зависимость посещаемости от местоположения.
"Сегодня спальные районы, как и районы новостроек, безусловно, привлекательны для открытия фитнес-клубов. В то же время, выбирая место под размещение клуба, логично идти не только от места проживания целевой аудитории, но и от места работы", - рассуждает Юрий Тараненко. По его мнению, второй вариант, возможно, даже более перспективный: огромная часть клиентов фитнес-клубов всех сегментов предпочитает тренироваться до или после работы. В этом случае для них предпочтительнее, чтобы фитнес-клуб находился рядом с офисом. "Для новых проектов хорошо подходят районы, прилегающие к центрам деловой активности. Необязательно, чтобы это были крупные бизнес-центры, перспективны и окрестности районов, где находится много административных зданий, производственных/складских комплексов",- отмечает Юрий Тараненко.
После того как место выбрано, необходимо определить потенциальную аудиторию фитнес-центра. Если заведение разместится в офисном здании, специалисты советуют сначала исследовать уровень компаний, которые там находятся. Если же клуб будет располагаться в жилом массиве, следует проанализировать близлежащие дома, а также постараться изучить основной "каркас" микрорайона. А уже затем разрабатывать концепцию клуба. "Как только вы поймете, кто ваша целевая аудитория, кто ваш потенциальный клиент, тогда уже нужно задумываться о сервисном позиционировании и уровне вашего клуба", - говорит Лукашов.
Среди распространенных ошибок инвесторов-новичков в фитнес-индустрии эксперты называют: принятие логистических и планировочных решений без учета технологий предоставления услуги, копирование маркетинговых шагов крупных сетевых игроков, чрезмерно высокие затраты на аренду и рекламу. Кроме того, отсутствие структуры менеджмента, когда владелец клуба является по совместительству и его управляющим, и главным тренером, также может привести к плачевным для бизнеса последствиям. "Как правило, в такой ситуации клуб находится на грани выживания. И одна из причин - владельцу не хватает времени и сил посмотреть на свой бизнес "сверху", найти выход из кризиса, построить систему и начать ей управлять, а не быть ее незаменимым механизмом",- объясняет Марина Князева.
Еще одна проблема, которая может привести к падению прибыли, - это отсутствие работы с клиентами, потенциальными и реальными. "Все это в конечном итоге приводит к тому, что продажи быстро стремятся к нулю. О развитии фитнес-бизнеса разговор уже не идет, решается вопрос выживания", - комментирует независимый фитнес-эксперт.
Поэтому, чтобы не совершить роковые для предприятия ошибки, специалисты советуют новичкам обращаться к франчайзинговым проектам. "По статистике, после запуска самостоятельных клубов выживают всего 20-25%, в то время как доля клубов, успешно работающих по франшизе, достигает 80%", - отмечает Игорь Лукашов.
Как правило, при покупке франшизы бизнесмен получает преимущества, среди которых - отлаженная система ведения бизнеса, возможность обучения персонала, что сильно облегчает процесс управления. "Одиночному клубу становится все сложнее конкурировать на рынке брендов: клиент (по законам мерчендайзинга) при прочих равных условиях всегда выберет узнаваемый бренд, потому, что за ним - история, стабильность, стандарты качества", - считает директор по развитию сети World Gym в России Ольга Киселева.
Кроме того, франчайзинговая схема дает массу готовых бизнес-решений в маркетинге, рекламе и в технологиях обслуживания клиентов, что способствует сокращению расходов клуба, инвестиционных и операционных. Поэтому, по словам Ольги Киселевой, за франчайзингом - будущее среднего и эконом- сегментов фитнес-индустрии. "Другое дело - premium и luxury - тут вполне уместны эксклюзивно разработанные решения и бренды", - добавляет она.
Дарья Гетманова,
Российская газета от 03.12.2013 г.