Минпромторг возможно будет вводить планы и нормативы для субъектов федерации, регламентирующие наличие минимального количества торговых объектов. Также будет закреплён план введения в строй в регионах новых магазинов, точек общественного питания и предприятий сферы услуг на несколько лет вперёд. Исходя из этой концепции, власти намерены повысить общую обеспеченность даже отдалённых городов страны необходимым набором ритейла.
Исходя из информации аналитиков компании RRG, сегодня невостребованными остаются почти половина площадей в столице, которые потенциально можно переоборудовать для нужд стрит-ритейла. Основными причинами такого явления называются особенности конструктивна проектов первых этажей жилых сооружений. Дома почти всегда возводятся с большим количеством несущих стен, что существенно затрудняет возможности по созданию форматных коммерческих площадей в таких зданиях. Таким образом, арендуют эти площади чаще всего индивидуальные предприниматели, размещающие в них микроскопические магазины с минимальным ассортиментом или салоны красоты.
В целом в стране наблюдается устойчивое явление дефицита качественного сетевого ритейла в регионах. Где-то он ощущается больше, а где то меньше, однако диспропорция существует практически повсюду.
По мнению Светланы Яровой, начальника отдела стрит-ритейла компании Jones Lang LaSalle, даже если говорить о Москве, есть районы, где стрит-ритейл мог бы быть крайне востребованным, а по факту он практически отсутствует. «Мы говорим, в первую очередь, о восточной части города, о районах вблизи метро Юго-Западная и проспект Вернадского, северо-востоке Москвы и др. Однако речь идет скорее не об отсутствии стрит-ритейла как такового, а качественных объектов, пригодных для размещения сетевых операторов или одиночных проектов, но требующих высококачественных помещений с точки зрения визуальной доступности, витрин, высоты потолка, инженерного оснащения, планировки и т.п.», - добавила специалист
Со всеми этими недостатками государство решило бороться, используя административный ресурс. Минпромторг намерен вести разъяснительный диалог с региональными администрациями и девелоперами.
Возможно чиновники создадут для каждого субъекта Федерации некие нормативы по обеспеченности объектами торговли, а также и для отдельных муниципалитетов. Об этом заявил замдиректора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга Никита Кузнецов. Эти нормативы обозначат, то, сколько объектов ритейла и с каким параметрами должно функционировать в регионах. Также планируется рассчитать пропорцию по сегментам объектов торговли. Исходя из этих данных, будут написаны примерные минимальные планы по развитию ритейла в городах и регионах.
Анна Данченок, заместитель директора департамента консалтинга и оценки NAI Becar, считает, что не вполне понятно, как будет реализована данная инициатива в контексте интересов девелоперских компаний. «Во-первых, изменение конструктивной системы на первых этажах повлечет за собой удорожание строительства, которое вряд ли будет компенсировано бюджетом. Во-вторых, поставить на «плановые рельсы» отработанный рыночный механизм аренды/покупки помещений ритейлерами вряд ли возможно. Рыночный спрос, особенно со стороны сетевых операторов, определяется в первую очередь, местоположением и размером зоны охвата, и принудить ритейл «занимать» неликвидные помещения, не представляется реальным», - отметила эксперт.
По мнению Ксении Гревцовой, старшего консультанта компании МАГАЗИН МАГАЗИНОВ, однозначно оценить нельзя. «С одной стороны идея неплохая, все-таки это позволило бы избежать выхода на рынок огромного объема неликвидных с точки зрения ритейла помещений. Например, в тех же спальниках, первые этажи непригодны для большинства сетевых операторов. Но здесь важен подход и как это будет реализовываться. Кто будет эти регламенты разрабатывать и т.д. Часто вмешательство государства в рыночные вопросы не помогает, а мешает», - уверены специалисты.
Виктория Камлюк – директор направления стрит-ритейл, Knight Frank, подчёркивает, что попытки регулировать специфический рынок, на который оказывают влияние огромное количество факторов, вызывают сомнения. «В сегменте street retail баланс спроса и предложения на торговые помещения определяет еще фактор арендной ставки, которая назначается собственником помещения. В текущих условиях, инициатива может быть успешной в том случае, если на балансе города есть помещения, которые потенциально соответствуют требованиям торговых операторов и могут сдаваться на выгодных для них условиях», - заявила Камлюк.
Сегодня большинство семейных людей, проживающих в спальных районах городов, предпочитают делать покупки, запасаясь продуктами на длительное время в крупных гипермаркетах. Объясняется это, прежде всего, более низкими ценами и широким ассортиментом, в торговых объектах такого формата. И естественно, предприниматели, создающие свои небольшие магазинчики на первых этажах жилых строений, просто не могут конкурировать с такими гигантами, не по первому не по второму факторам.
Российские же города возведены и продолжает расширяться с дефицитом торговых площадей формата street retail, используя архитектурные и градостроительные схемы эволюционировавши их Советских. Такие помещения слабо отвечают современным потребностям бизнеса и потребителя. Конструктив зданий, возведённых во многих европейских городах – Милане, Турине, Осло, Копенгагене, Париже, - существенно и в лучшую сторону отличаются от того, что мы видим в спальных районах нашей страны.
Сергей Михайлов,
Арендатор.ру от 05.02.2014 г.