Министерство промышленности и торговли РФ планирует создать и ввести нормативы по степени обеспеченности торговыми помещениями и предприятиями сферы услуг в регионах России в зависимости от населенных пунктов и муниципалитетов, а также по их формату. Об этом заявил замдиректора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга Никита Кузнецов.
По его словам, на данный момент существуют недоработки в строительных нормах и в федеральном регулировании стрит-ритейла. "Торговля является драйвером экономического роста, и без ее опережающего развития не будет развиваться производство. Одним из драйверов должна стать многоформатная торговля или стрит-ритейл", - пояснил он.
Как пояснил порталу "РБК-Недвижимость" Никита Кузнецов, Минпромторг разработает методологию расчета необходимой обеспеченности помещениями для торговли, общепита и другими предприятиями сферы услуг по количеству, площадям и форматам в зависимости от населенных пунктов и муниципалитетов. "Местные власти должны будут выполнять эти нормативы и учитывать их в градостроительных планах развития", - добавил он.
Никита Кузнецов сообщил, что нормативы планируется создать и внедрить уже в 2014г., и Минпромторг призывает профессиональное сообщество участвовать в их создании.
Помимо прочего, это будет одним из стимулов развития малого и среднего бизнеса, считает он. "Появление нового крупного торгового центра или сетевого супермаркета просто расширяет сеть крупных игроков, но при этом не появляются новые предприниматели. Малые и средние форматы подавляются крупными сетевыми игроками. Эта инициатива также должна вернуть покупателей и предпринимателей в город, в спальные районы, а в не в крупные торговые центры", - добавил чиновник.
Игроки рынка, опрошенные "РБК-Недвижимостью", скептически относятся к инициативе властей, но в целом согласны, что в современных спальных районах существует проблема с обеспеченностью предприятиями торговли и услуг, либо существующие помещения не подходят для ведения бизнеса. По их мнению, рынок сам регулируется, а такие инициативы ни к чему хорошему обычно не приводят.
По словам генерального директора компании "Домус финанс" Павла Лепиша, это станет дополнительной нагрузкой для девелопера, который и так строит детсады, школы и прочую инфраструктуру. "Проектирование и реализация объектов станет сложнее и дороже. Если у застройщика есть кредитная нагрузка, а помещения определенного формата, навязанного сверху, не будут востребованы и реализованы, то у девелопера могут возникнуть большие проблемы с бизнесом", - пояснил он.
По данным компании RRG, помещения стрит-ритейла в современных микрорайонах комплексной застройки составляют около 5-10% от общих площадей. По словам представителя компании Rumpu, которая занимается проектированием в том числе жилых комплексов, девелоперы предусматривают коммерческие помещения в проектах. Однако какие форматы, площади и другие характеристики помещений будут востребованыв будущем, они не знают, поэтому их успешная реализация не гарантирована. Как сообщил руководитель департамента консалтинга компании RRG Айдар Галеев, действительно, существует проблема со стрит-ритейлом, особенно в типовой застройке спальных районов. "Девелоперы перестали проектировать удобные помещения для торговли, которые даже в советское время предусматривались на первых этажах либо в пристроенных помещениях к жилым домам. Все это не добавляет комфортности проживания и не гарантирует создание положительного облика микрорайонам. В результате жителям приходится ездить за покупками в крупные торговые центры", - отметил Айдар Галеев.
Сергей Велесевич,
РБК-Недвижимость от 05.02.2014 г.