70% бизнес-центров, расположенных за МКАД, так или иначе, обслуживают Москву (являясь сервисными подразделениями или бэк-офисами московских компаний), и только 30% работают на область, не имея отношения к Москве.
В процентном соотношении, по данным УК Clever Estate, рынок подмосковных бизнес-центров делится на две равные доли. В первые 50% входят крупные БЦ, площадью не менее 150 000 – 200 000 тысяч кв м, с арендаторами, чей бизнес полностью ориентирован на Москву. Вторые 50% составляют локальные городские офисные центры, частично занятые компаниями, обслуживающими Москву, частично – компаниями, ориентированными на подмосковные города.
В абсолютных цифрах количество крупных подмосковных бизнес-центров проигрывает локальным областным; поддерживать равную долю рынка с маленькими офисными центрами им помогает величина площадей. На сегодняшний момент БЦ такого типа наиболее успешно развиваются на федеральных трассах южного, юго-западного, северного и западного направления от МКАД, примерно в 5-10-километровом поясе. Как правило, это офисы класса А и Б+. В такие БЦ обычно перелокируются бэк-офисы крупных компаний, оставляя головной офис в Москве.
Локальные городские бизнес-центры, составляющие вторые 50% рынка офисной недвижимости Подмосковья, имеют среднюю площадь от 2 000 до 30 000 кв м. Новые БЦ, как правило, строятся не ниже А-класса; офисы, открытые в зданиях бывших НИИ, как правило, получают «доводку» не ниже класса Б. Они ориентируются, в основном, на малый бизнес, а площади в них арендуются на короткий срок. Арендные ставки в таких объектах ниже столичных примерно на 30%.
По словам Юрия Тараненко, директора департамента коммерческой недвижимости группы компаний RRG, в вопросе привлечения арендаторов в областные БЦ, действительно, в значительной степени расчет девелоперов – именно на спрос со стороны Москвы. «Другое дело, что сейчас экономическая ситуация такова, что спрос на офисные помещения не растет, а уровень вакансии даже в городе находится на уровне 15-17%. При такой ситуации чем дальше БЦ находится от центра, тем вероятнее проблемы с его заполняемостью. Да, если у компании нет большого клиентского потока, подмосковный БЦ вполне может устроить, тем более под бэк-офис. Но, конечно, для того чтобы привлечь арендаторов, собственникам такого здания придется постараться», - отметил эксперт.
Арендатор.ру от 17.02.2014 г.