Времена, когда квартиры на первом этаже расценивались на рынке недвижимости как невыгодное предложение, могут кануть в Лету. Скоро такие помещения будут рентабельны не только в качестве помещений под коммерческие нужды, но и как элитное жилье с отдельным выходом на улицу и площадкой для барбекю, рассказывает Андрей Воскресенский.
"Первый и последний не предлагать" — эта мантра советских времен окончательно ушла в прошлое, по крайней мере, относительно последних этажей. А вот первые этажи в новостройках большинство девелоперов отдают под нежилые помещения. Однако, вполне возможно, вскоре они вернутся к практике размещения на первых этажах квартир вместо магазинов и парикмахерских. Так полагают аналитики компании RRG.
По их данным, несоответствие большинства предложений специфическим требованиям, предъявляемым к помещениям стрит-ритейла, замедляет "экспансию" сетевых арендаторов в спальные районы. В итоге первые этажи новых жилых комплексов нередко пустуют: в некоторых проектах доля таких помещений в первые годы существования доходит до 30%, а в отдельных случаях — и выше.
Часть первых этажей, особенно в панельных новостройках в тихих, малопригодных для торговли, микрорайонах, вполне можно перепрофилировать в квартиры или апартаменты, предлагая к продаже с дисконтом 15-20% от аналогичной цены квартир на более высоких этажах. При этом доход от реализации даже с таким снижением цены сопоставим с доходом, получаемым от коммерческого помещения.
Кроме того, надо учитывать, что в охраняемом современном жилом комплексе аргумент "ходют тут всякие под окнами" оказывается несущественным. А вот возможность организовать отдельный вход в квартиру на первом этаже окажется несомненным плюсом. Некоторые застройщики идут еще дальше: для квартир на первых этажах устраивают не только отдельный вход, но и небольшой участок земли с зоной барбекю, или, например, помещения для оранжереи. Правда, в таких случаях первые этажи продаются скорее с наценкой, а не дисконтом.
Андрей Воскресенский,
Коммерсантъ FM от 31.03.2014 г.