Столичные власти намерены отремонтировать ВВЦ, переформатировав его «в парк, посвященный успехам Российской Федерации», а также возвратить площадке историческое название ВДНХ. Администрация города недовольна тем фактом, что ВВЦ стал выглядеть как «большой рынок». Уже летом 2014 года чиновники планируют благоустроить газоны, разобрать незаконные строения, отремонтировать дорожки, а также закрыть въезд автомобилей на территорию. Выручка ВВЦ в 2012 году составила 1,35 млрд руб., чистая прибыль — 72,16 млн руб. То каким был и каким должен стать выставочный комплекс обсудили наши эксперты.
Как вы оцениваете идею подобного переформатирования ВВЦ? Разделяете ли Мнению чиновников о том, каким является сейчас центр, и каким он должен стать?
Мария Стольникова, директор по развитию направления стратегического консалтинга CBRE
В настоящее время ВВЦ и в правду превратился в большой рынок. Совершенно утратился исторический смысл данного места, которое планировалось как выставочный комплекс достижений народного хозяйства. Как показывает практика, реконструированные и облагороженные парковые зоны пользуются большой популярностью у москвичей. Все больше людей начинают уделять внимание активному семейному отдыху. У нового ВВЦ есть возможность занять свою уникальную нишу.
Ольга Тарасова, младший партнер Практики «Оценка активов» Консалтинговой группы «НЭО Центр»
Разговоры о реставрации ВВЦ ведутся давно, еще Ю.М. Лужков был озабочен состоянием данной выставочной площадки. Была идея на месте ВВЦ создать международный выставочный центр, при этом часть объектов отреставрировать, а часть снести и на их месте возвести выставочные площадки, соответствующие современным требованиям. Также была идея часть павильонов отдать под культурные центры государств, которые ранее входили в состав СССР. Но как всегда не нашли источники финансирования. Инвесторы, преследуя коммерческий интерес, предлагали часть уникального парка застроить коммерческим жильем и гостиницами. Облик ВВЦ действительно нужно менять, но прежде чем принять решение, нужен комплексный план развития данной территории, чтобы оставить значимые памятники архитектуры, которыми являются многие павильоны, а так же сохранить парк. Было бы замечательно объявить международный конкурс проектом по перепрофилированию ВВЦ.
Сергей Маринин, управляющий партнер SMT Developments
Реконструкцию ВВЦ проводить можно и нужно. Объект в жалком состоянии, и действительно превратился в подобие рынка. При этом он обладает большой территорией и удобным расположением. Не совсем понятно, какие именно успехи Российской Федерации могут быть продемонстрированы на ВДНХ, чтобы столь большой комплекс привлек достаточное количество москвичей и туристов, но он должен стать современным тематическим парком с развитой инфраструктурой.
Яна Кузина, директор департамента консалтинга и оценки S.A. Ricci
Действительно, на текущий момент ВВЦ больше напоминает рынок, не очень хорошо организованный и работающий, хотя люди иногда по старой привычке приходят погулять на ВВЦ вместе с детьми или студенческими компаниями. Учитывая масштабы проекта, на ВВЦ, как мне кажется, можно создать не только парковую зону отдыха, аналогичную Парку Горького, но и образовательно-выставочную и коммерческую зону, не нарушая при этом зеленого баланса территории.
Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости группы компаний RRG
Можно однозначно утверждать, что потенциал ВВЦ сегодня используется не на 100%. Конечно, это излюбленное место проведения досуга многих москвичей, здесь гуляют, катаются на роликах, посещают общепит – надо сказать, в последние пару лет сюда пришли сетевые операторы, что, безусловно, пошло ВВЦ на пользу. Но в основном существующая инфраструктура комплекса остается разрозненной, и хаотичность ее формирования сложно скрыть.
Каким образом, по-вашему, после изменения формата ВВЦ можно эффективно организовать его коммерческую рентабельность?
Мария Стольникова
Коммерческая рентабельность нового ВВЦ вполне может быть достигнута за счет проведения выставочных мероприятий международного уровня, а также за счет размещения на свободных территориях или в части существующих зданиях объектов коммерческого назначения.
Ольга Тарасова
На данной территории целесообразно разместить международный выставочный центр с современными гостиницами и соответствующими объектами инфраструктурами.
Сергей Маринин
Коммерческая составляющая будет напрямую зависеть от привлекательности основной функции комплекса как выставки. Это можно дополнить общественным питанием, торговлей и развлекательными комплексами, как для детей, так и взрослых, как и было на ВДНХ, только в современном формате. Посмотрите, насколько выросла популярность Парка Горького - по выходным мимо него нельзя проехать из-за припаркованных автомобилей. В Москве таких мест критически не хватает. Оценить потенциальную доходность сложно, она зависит от многих факторов, но может вырасти многократно.
Яна Кузина
Я бы рекомендовала сделать акцент на образовательных учреждениях и проектах, а также на шоу-румах. Это поможет, с одной стороны, сохранить исторический имидж и формат комплекса, а с другой, привлечь целевую аудиторию к коммерческой части проекта.
Юрий Тараненко
Уже обсуждалось несколько концепций, но к реализации пока не была принята ни одна из них. Хорошо, если процесс войдет в централизованное русло. Упорядочивание торговой, развлекательной инфраструктуры, дальнейшее развитие качественного общепита, цивилизованные прогулочные зоны – все это будет способствовать привлечению посетителей и росту коммерческой рентабельности комплекса. Возвращение исторического бренда ВДНХ пойдет только на пользу проекту.
Какие еще крупные общественные площадки в столице остро нуждаются в качественной реновации?
Мария Стольникова
К таким объектам можно отнести: Ботанический сад, парк Лосиный остров, Лефортовский парк.
Ольга Тарасова
СК «Олимпийский», ЦДХ, Экспострой, Измайловский парк.
Сергей Маринин
В реновации нуждаются большинство общественных площадок. Например, парки, такие как Измайловский или Филевский (кроме удаленных от жилья лесных массивов). Посетителей много, но благоустройство и инфраструктура не развиты в достаточной мере. Следует подумать и о дальнейшем развитии пешеходных улиц в центре, а также о центральных площадях. В районах Маяковки, Пушкинской или Старой площади почти круглый год скапливается большое количество людей, но это не организовано как общественное пространство. Отдельная тема - бывшая территория гостиницы Россия. Если там действительно возникнет малоэтажная застройка с улицами для удобного времяпровождения и парком, это очень положительно скажется на комфорте в центре Москвы. Все это может приблизить качество городской среды к европейскому уровню.
Арендатор.ру от 27.03.2014 г.