До открытия станции «Спартак» рядом с одноименным футбольным стадионом остается всего три месяца. Хотя по виду и не скажешь: работы еще много и на самой станции, и вокруг двух ее наземных вестибюлей. Корреспондент БН стал первым журналистом, которого пустили в «спартаковское» подземелье.
«Спартак» – уникальная станция: построенная почти 30 лет назад, все это время она была «заморожена».
На неофициальной карте Московского метрополитена есть несколько участков, где в перспективе могли быть построены станции: «Площадь Суворова» и «Российская» на Кольцевой линии, «Якиманка» на Калужско-Рижской, «Покровка» на Арбатско-Покровской. Однако все они – лишь выпрямленные участки подземных тоннелей, пригодные для станционного строительства. Станция «Спартак» же еще в 1975 году была, в принципе, готовым объектом, обычной для начала 70-х «сороконожкой» – станцией, опирающейся на два ряда колонн. Такой как «Улица 1905 года», «Беляево», «Новые Черемушки». Она просто не имела выхода на поверхность, подземных и наземных вестибюлей.
Район, который не был построен
В 1960-х годах на месте Тушинского аэродрома планировалось построить район-спутник, вроде Строгино или Солнцево. Часть огромного поля оставалась по плану аэродромом городского значения – для спортивных выступлений, авиапарадов и т. п. Станция метро была спроектирована в составе «Тушинской хорды» (позднее переименованной в «Краснопресненскую») под названием «Аэрополе». Под этим именем она даже попала на юбилейные – перспективные – карты метро 1967 года. В 1972-м название изменили на «Волоколамская» – в честь проходящего рядом шоссе, а в оформлении решено было использовать сюжеты Волоколамского кремля. Однако к тому моменту когда она была почти построена, от идей строительства нового жилого района отказались, а станцию «заморозили». С того же времени существует и третья платформа на станции «Полежаевская» – дополнительный путь планировали протянуть через Серебряный Бор до Строгино. Но отказались и от этой идеи.
Более 20 лет безымянная станция была просто затемнена, хотя из окон вагонов можно было увидеть силуэты колонн. В конце 90-х годов ее прикрыли от путей (и от диггеров) листами ДВП. И лишь в 2009 году – одновременно с решением построить в Тушино стадион «Спартак» – вновь прозвучала идея открыть здесь станцию, которую поочередно называли «Спартаковская», «Стадион “Спартак”» и просто – «Спартак».
Расконсервация с гидроизоляцией
Изначально станцию строили в водонасыщенных грунтах, с усиленной изоляцией и водоотводными каналами вдоль путей. Тем не менее за 30 лет бетонные конструкции были изрядно источены коррозией, поэтому перед «Мосинжпроектом», который руководит расконсервацией, стояла задача укрепления бетонных конструкций, ликвидации всех трещин и обновления гидроизоляции.
Работы по строительству северного (недалеко от Волоколамского шоссе) и южного вестибюлей начались в январе 2013 года, в это же время станцию отгородили от путей листами гофрированной стали.
В настоящее время здесь уже завершаются отделочные работы. В вестибюлях и переходах практически уложена настенная плитка, рабочие кладут плиты пола. Вестибюли выдержаны в буро-розовых тонах. Каждый из кассовых залов имеет несколько входов – в расчете на посетителей стадиона «Открытие Арена» («Спартак»), вместимость которого составит 41 тысячу зрителей. Южный вестибюль – лестничный, в северном в настоящее время заканчивается установка трехполосного эскалатора.
На самой платформе работы практически закончены – по состоянию на 10 апреля осталось одеть в мрамор шесть-восемь колонн. Красные вкрапления в белый мрамор будут напоминать о цветах «Спартака», как и панно с символикой команды над одним из выходов.
Самые тяжелые работы ведутся по ночам, с 2.00 до 4.00, – на перронных стенах устанавливаются стальные конструкции, к которым будут крепиться особо прочные стеклянные витражи на футбольную тематику.
«На станции “Спартак” уже готовы все монолитные бетонные конструкции, установлена гидроизоляция, “залечены” протечки, – рассказывает руководитель строительных программ ОАО “Мосинжпроект” Андрей Рожков. – В настоящее время заканчивается установка оборудования, ведутся отделочные работы, степень их готовности – около 80%. Станция будет полностью приспособлена для людей с ограниченными возможностями. В наземных вестибюлях появятся лифты, ведущие в кассовые залы. Северный вестибюль будет оборудован тремя эскалаторами, в южном установим наклонную консоль электрического подъемника, предназначенного для колясочников, Ориентировочный срок завершения всех работ – конец июня – начало июля».
Станция должна заработать не позднее 24 июля – на этот день запланировано открытие стадиона.
Жизнь после консервации
Новая станция расположена примерно в 800 м от «Щукинской» и в 600 – от «Тушинской». Пока ее основное предназначение – обслуживание стадиона. Однако спортивные состязания тут будут проходить не всегда.
В связи с этим принято решение о строительстве рядом со станцией метро транспортно-пересадочного узла (ТПУ). Здесь, а не около «Тушинской», будут останавливаться автобусы, идущие со стороны области. Тут же разместится перехватывающая парковка на несколько сотен машин. Однако и это еще не все. Стадион «Открытие Арена» станет центром огромного спортивного парка, простирающегося до набережной Москвы-реки (ее еще предстоит благоустроить). Концепцию его разработало немецкое архитектурное бюро ESP. Рядом со стадионом появятся два корпуса отеля Hilton – предварительная договоренность с сетью уже есть, подтвердил генеральный директор ЗАО «Тушино-2018» Всеволод Гордий. Окончательное решение может быть принято к концу 2014 года.
Пустыри между Волоколамским шоссе и Москвой-рекой будут застроены. Тут планируется возвести 715 тыс. кв. м жилья, 165 тыс. кв. м офисных площадей класса В+, 125 тысяч торговых «квадратов». Возможно строительство еще 40 тыс. кв. м отелей и апартаментов. Включена спортивная составляющая (парк с инфраструктурой), возможно сооружение технопарка.
«Местоположение, с учетом открытия станции метро, обещает успех любому формату недвижимости – и жилой, и коммерческой, – полагает Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRG. – Конечно, для каждого конкретного проекта важно, чтобы он был разработан с учетом рыночного спроса, и с прицелом на синергию с соседними проектами. Но особенности участка позволяют прогнозировать, что недвижимость тут будет востребованной».
У новой станции, как и задумывалось полвека назад, есть шанс стать центром нового московского района.
Николай Севрюгов,
Bn.ru от 21 апреля 2014 г.