Торговые центры в Москве растут как грибы после дождя, а вместе с тем на рынке торговой недвижимости появляются тысячи вакантных площадей, которые ждут своих арендаторов. В третьем квартале 2013 г. совокупный объем предложения на рынке достиг 17 млн кв. м.
Рост объема предложения был обусловлен выходом на рынок сразу четырех объектов, самым крупным из которых стал ТЦ «Райкин Плаза» общей площадью 35 тыс. кв. м. Кроме того, были открыты и более мелкие торговые центры, расположенные в микрорайонах столицы: ТРЦ «Галерея Атлантис», ТЦ «Круг», ТЦ «Прага».
Популярность торговых центров среди покупателей делает эти объекты торговой недвижимости привлекательными для арендаторов, ведь их прибыль напрямую зависит от места расположения торговой точки. Кроме того, современные торговые центры имеют развитую инфраструктуру, а арендуемые помещения оснащены надежной вентиляцией и звукоизоляцией, обладают достаточной электрической мощностью, отвечают требованиям по освещению и т.д. Другой немаловажный фактор - размер арендуемых площадей. Торговые центры, как правило, имеют возможность сдавать в аренду десятки тысяч квадратных метров, а значит, арендатор ограничен лишь своими финансовыми возможностями. Не случайно, при выборе арендуемого помещения крупные игроки на рынке бытовой техники и электроники, одежды и обуви отдают предпочтение торговым центрам, а не объектам сегмента street retail. Они предъявляют к помещению высокие требования, в том числе и по площади.
Высокий уровень качества торговой недвижимости Москвы привлекает не только российские, но и зарубежные компании. Известные торговые марки, имеющие магазины во многих крупных городах мира, открывают свои представительства и в московских торговых центрах. Knight Frank сообщает, что в третьем квартале 2013 года начали свою работу магазины французской ювелирной сети APM Monaco, а также магазин итальянского производителя обуви Ash.
Помимо высокого качества торговых площадей, столичные торговые центры притягивают новых арендаторов и выгодными ценами. Как отмечает RRG, в ноябре 2013 г. средняя арендная ставка на торговую недвижимость внутри Садового Кольца снизилась на 6% по сравнению с ноябрем 2012 г. и составила $1825/кв.м в год. А вот за пределами Садового Кольца аренда торговых площадей за год подорожала на 6%, но все равно осталась относительно недорогой - $906/кв.м в год.
Ожидается, что до конца 2013 г. в Москве откроются еще 13 торговых центров общей площадью около 470 тыс. кв. м. Однако, по наблюдениям Knight Frank, стадия реализации некоторых объектов говорит о том, что сроки их сдачи в эксплуатацию будут сдвинуты на некоторое время вперед.
Аналитики Knight Frank отмечают, что большие объемы строительства торговых центров приводят к высокой конкуренции между ними. В связи с этим вполне вероятно, что в скором времени увеличится количество объектов, нуждающихся в обновлении. Причем это касается не только универмагов, построенных еще во времена Советского Союза, но и торговых центров, появившиеся на заре развития торговой недвижимости столицы. Например, модернизация торговых площадей уже сейчас проходит в первых объектах ТЦ «Мега», а также в ТЦ «Рамстор Капитолий».
ComEstate.ru от 2 апреля 2014 г.