Несмотря на то, что аналитики, в большинстве своем, называют формат «фреш» самым быстрорастущим направлением, однако его переизбыток может негативно сказаться на ритейле, чего опасаются менее оптимистичные участники рынка.
Отметим, что к формату «фреш» эксперты относят свежие продукты и продукцию собственного производства. И региональные, и федеральные, и международные сети именно в этих двух пунктах видят сохранение высокой маржинальности и конкурентное преимущество. А учитывая то, как жители больших городов повально увлеклись здоровым образом жизни, то и ставка на число потенциальных покупателей сделана немаленькая. Так, например, крупные ритейл-сети как «премиальные» супермаркеты «Зеленый Перекресток» и «Азбука Вкуса» увеличили число «эко-продуктов» до 30-40% своего ассортимента. Вместе с тем сети зачастую стали встречаться с тем, что сложно найти честных и добросовестных поставщиков, которые бы организовывали регулярные поставки.
Напомним, что Министерство потребительского рынка и услуг Московской области пытается добиться увеличения доли фермерской продукции в местной рознице, не дожидаясь вердикта ФАС России по предыдущей инициативе ведомства о квотировании фермерской продукции в подмосковных торговых сетях. Таким образом, порядка 10-15% ларьков и палаток города рекомендуется отдать под торговлю хлебом и хлебобулочными изделиями, еще столько же - под молоко и молочные продукты, 15-20% - для торговли овощами и фруктами и еще 15-20% - для мясной продукции. Власти рассчитывают, что это позволит сельхозпроизводителям, не имеющим возможности организовать поставки торговым сетям, создать собственные точки сбыта продукции.
А в Петербурге фермеры и вовсе решили создать свою сеть магазинов, инвестировав в нее порядка 1 млрд рублей, что, кстати, заставило многие известные сети «напрячься», опасаясь конкуренции. Все-таки для крупных ритейлеров, особенно в регионах, категория «фреш» зачастую – это импорт и продукция собственного производства. При этом, согласно маркетинговым исследованиям ритейлеров, вкусы потребителей уже значительно сместились от «замороженного импорта» в сторону собственной продукции сети. Этот перекос в покупательских предпочтениях создает потенциал для развития сетям «фреш» направления. И сейчас ритейлеры активно решают вопрос о сложности организации собственных мини-производств в магазинах, что не преминёт сказаться на конечной стоимости.
Как говорилось в одном из исследований на Retail Business Russia, покупатели готовы сделать выбор в пользу фермерских магазинов и рынков только в случае, если цена их продуктов будет на 20-30% ниже стоимости в супермаркетах – это должно компенсировать удаленность «эко-рынков» от населенных пунктов.
По словам Антона Коротаева, руководителя направления консалтинга в сфере торговых площадей компании JLL, первые «фреш-маркеты» появились несколько лет назад в областных городах Мытищи и Обнинск. Затем эко-рынки начали постепенно набирать популярность и открываться уже не только на территориях реконструированных продуктовых баз, но и в рамках качественных торговых объектов. Например, фреш-маркет существует в ТЦ «Цветной» в Москве. Этот формат работает также в ТЦ «Парк» в Красногорске.
В целом, эко-базары являются достаточно интересным и перспективным трендом на рынке, и они могли бы стать достойной альтернативой многим супермаркетам и продуктовым магазинам. К тому же, ориентируясь на западные аналоги таких проектов, можно было бы разнообразить эту концепцию нестандартными и интересными интерактивными мероприятиями для привлечения потребителей - например, проведением кулинарных мастер-классов ресторанами с открытой кухней, барами с бармен-шоу, дегустациями и пр.
Что касается дальнейших перспектив для подобных форматов, то, скорее всего, они так и продолжат развиваться на местах бывших рынков, где даже после их сноса девелоперы будут обязаны сохранить функцию продовольственного ритейла.
По словам Дениса Колокольникова, председателя совета директоров группы компаний RRG, в целом по столице, только 17 из 121 кластеров в достаточной мере обеспечены магазинами сегмента FMCG – это всего 14% территории огромного мегаполиса. При этом наиболее остро дефицит чувствуется именно в сегменте качественных супермаркетов с широким ассортиментом «фреша».
Аналитики все же отмечают, что сегодня в нашей стране «фреш» технологически проще развивать именно как собственное производство. Торговля фермерской продукцией сложна, хотя такая продукция и востребована. Тут необходимо учитывать и интересы ритейлеров, и интересы фермеров – решать проблемы с логистикой, качеством продукции, компенсацией ручного труда. Профильным ведомствам необходимо отслеживать текущие тренды на рынке и оперативно реагировать на них, помогая, а не мешая производителям и продавцам.
Марина Чайкина,
Arendator.ru от 16.05.2014 г.