С 1 июня вступил в силу новый антитабачный закон, который запрещает курить в общественных местах - кафе, барах и ресторанах, на всех видах общественного транспорта, на рабочих местах и т. д. Портал Pro-n.ru спросил экспертов рынка коммерческой недвижимости, какие последствия может иметь данное нововведение.
Евгений Каур, управляющий директор LCMC
В рабочих зонах курение запретили еще год назад: разрешено курить только в специально оборудованных помещениях. Уже сейчас есть бизнес-центры, в которых курить нельзя. Иногда это исключительно "имиджевая" составляющая. В любом случае, все решает инвестор или девелопер. Во-первых, им нужно заранее решить, сколько делать комнат для курения и в каких частях здания, потому что это дополнительные расходы на вентиляцию и их нужно успеть заложить в бюджет. А, во-вторых, пройти необходимые согласования с пожарной инспекцией. В итоге, количество и качество созданных зон для курения будет зависеть исключительно от желания арендодателя: или он сделает комфортную среду для работы, не ущемляя права людей, или же не сделает.
Безусловно, с 1 июня под удар попадает ресторанный и клубный бизнес, традиционно люди привыкли курить в подобных местах. Статистика других стран позволяет говорить о незначительном снижении спроса - примерно на 15%, который постепенно восстановится. Уже сейчас Федерация рестораторов и отельеров подготовила поправки к закону, в которых просят разрешить открывать комнаты для курящих, что было бы справедливо, с учетом российских зим, которые далеко не европейские. В любом случае, люди постепенно привыкнут к новым правилам и поток посетителей восстановится.
Рестораторы будут помогать курящим посетителям морально пережить антитабачные меры и привыкнуть к новым правилам, используя различные маркетинговые акции. Также постараются переориентироваться и создать условия для того, чтобы люди начали ходить в рестораны всей семьей, отмечать в них семейные и детские праздники. Другие, будут стараться обойти закон и начнут открывать на своих территориях комнаты для курения, оформляя их, например, на другое ИП, - такой вариант также возможен.
Мария Онучина, директор департамента управления объектами NAI Becar
Антитабачный закон очень плохо скажется на ресторанном бизнесе. Это приведет к вымиранию ресторанов на целых улицах.
Большое количество помещений освободится, соответственно, ставки аренды снизятся.
В такой редакции как закон принят у нас в России, его нет ни в одной стране мира. Запрет на курение даже на открытых террасах "убьет" ресторанный бизнес.
Так что сейчас рестораторы делают все возможные действия по сохранения своего бизнеса: стараются сделать отдельные курительные комнаты, возможно будут ставить автобусы перед рестораном и многое другое.
Но как будет применяться закон, не знают даже законодатели.
Олег Байкин, заместитель директора департамента брокериджа NAI Becar в Москве
Сегодня многие эксперты строят предположения, что по причине банкротства ряда ресторанов, на рынке появится большое количество вакантных площадей, которые будут перестраивать под офисы. Я считаю такие прогнозы преждевременными. Запрет на курение в ресторанах во многих европейских странах был введен уже несколько лет назад. В Англии, помнится, даже открывали пабы в заброшенных автобусах: такая "недвижимость" не попадала под запрет, и посетители спокойно в автобусе-пабе курили. Европейцы тогда тоже паниковали и боялись серьезных издержек, но со временем, население адаптировалось к изменениям и привыкло к тому, что в ресторанах и кафе всегда свежий воздух. Гораздо серьезнее закон отразится на офисной недвижимости. Владельцы бизнес-центров столкнутся с проблемой нелегальных курилок, а также должны будут находить решение о зонировании курительных зон, которые нужно будет разместить так, чтобы это не противоречило закону. Однако на сам рынок, на арендные ставки, предложение и спрос этот закон значимого влияние не окажет.
Больше всего закон затронет производителей и дистрибьюторов табачной продукции. Запрет на демонстрацию сигарет в местах продажи по сути позволяет табачникам конкурировать между собой исключительно за счет цены. Также закон коснется кафе и ресторанов. Из-за отсутствия курящих зон клиентский поток в заведениях общепита на порядок снизится. Хотя не исключено, что ситуация обострится только в первые несколько месяцев, и в конечном счете посетители вернутся в свои любимые места. Однако рестораторы переживают не столько за снижение доходов, сколько за отсутствие четкого понимания закона - пока нет ясности по поводу возможности сделать специальные помещения для курения.
Также непонятно кто и каким образом будет контролировать нарушителей. К примеру, согласно закону, запрещено курение в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 м от входов в метро, аэропорты, вокзалы и т.д. Однако как отмерить эти 15 метров и определить безопасную зону? Безусловно, законодательная инициатива, направленная на введение жестких мер в данной сфере, имеет все шансы на успех по борьбе с курением, но для ее исполнения требуются некоторые корректировки и уточнения.
Дмитрий Голев, руководитель департамента развития компании Welhome
Антитабачный закон затронет только сегмент торговой недвижимости, а именно кафе и рестораны. Причем в большей степени пострадают те заведения, которые специализировались исключительно на кальянах, поскольку, как известно, кальяны приносили огромная прибыль при достаточно невысокой себестоимости. Заведения, где кальянов не было или они не были популярны, сильно не пострадают. Что касается офисной недвижимости, то, в подавляющем большинстве, в профессиональных бизнес-центрах курить запрещено.
Уже сейчас видно, что закон работает не во всех случаях, например, в одном из ресторанов я видел, что на летней веранде на столах уже не было пепельниц, но кальяны тем не менее подавали.
Будет или нет работать закон зависит от того, насколько строго будут работать контролирующие органы и насколько будут высоки штрафы за данные нарушения. Рестораторам стоит задуматься над тем, чтобы привлекать клиентов и зарабатывать не на кальянах, а за счет улучшения качества блюд, обслуживания и т.п.
Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости группы компаний RRG
Прямого заметного влияния на рынок коммерческой недвижимости закон не окажет, поскольку все рестораны окажутся в одинаковой ситуации, преимуществ ни у кого не будет.
Единственное, конечно, закон особенно сильно затронет специализированные заведения - например, сигарные клубы.
Все прочие заведения общепита, как предполагающие продажу алкоголя, так и нет, оказываются примерно в равном положении.
Вероятно, будет вестись поиск компромиссов и вариантов, обеспечивающих посетителям возможности для курения.
Возможно, закон удастся смягчить и, например, добиться разрешения на специально оборудованные, изолированные от залов ресторанов/кафе комнаты для курения и т.п.
Pro-Недвижимость от 4 июня 2014 г.
http://www.pro-n.ru/articles/692.html