Ритейл на Пятницкой представлен в основном ресторанами и банками: такое сочетание диктует характер застройки улицы, где есть как современные административно-офисные здания, так и старинные особняки. Туристы и местные служащие — основные потребители товаров и услуг в этой исторической части Москвы. Поэтому именно от них зависит, насколько активно будет развиваться торговля.
Не только для туристов
Если пройтись по Пятницкой и посмотреть на магазины и рестораны, внимание сразу же привлечет неоднородная структура улицы. Формального деления не существует, однако за счет значительных размеров участка (более 1,8 км) разница заметна. Одна часть улицы разместилась ближе к Кремлю, другая примыкает к Серпуховской площади. В первой представлено большое количество ресторанов, кафе, магазинов и банков. Вторая более тихая и спокойная, здесь приятнее любоваться памятниками истории и архитектуры.
Пятницкая — идеальное место для туристов: здесь сосредоточено множество объектов досуга. Из-за того что улица служит объединяющим элементом между территорией вокруг Кремля, Серпуховской площадью и несколькими крупными переулками (Большой Овчинниковский, Климентовский, Голиковский, Вишняковский и ряд других), она является еще и одной из самых востребованных офисных зон. Это особенно заметно в будние дни ближе к вечеру, когда с работы идут служащие. Здесь находятся офисные здания «Ингосстраха» и «Русснефти». В особняках расположены представительства крупных российских банков («Центрокредит», Банк Москвы). В выходные улица затихает, однако магазины и рестораны не прекращают работу.
Пятницкая крайне интересна для операторов, «сидящих на потоке». «Сегмент стрит-ритейла особенно оживился после окончания реконструкции жилого фонда, — рассказала «Н&Ц» Елена Мишина, директор по развитию «МИЭЛЬ — Коммерческая недвижимость».
Трафик улицы сформировал спе-цифику ритейла, хорошо заметную при взгляде на вывески. Кафе и таверны составляют мощную конкуренцию друг другу. Здесь находятся «Мама Тао», «Шеш-Беш», «Оки-Доки», «ДжонДжоли», «Корчма», «Панч & Джуди Паб» и ряд других сетевых ресторанов. «Наиболее привлекательна Пятницкая для операторов общепита во всех его проявлениях, розничных банков, товаров импульсного спроса, — комментирует Светлана Ярова, начальник отдела стрит-ритейла компании JLL. — Это часть старой купеческой Москвы, активная деловая зона и один из самых узнаваемых торговых коридоров. Однако главная особенность локации заключается в том, что она является ресторанной Меккой для москвичей».
На Пятницкой также можно увидеть магазины одежды и обуви, художественные салоны, фирменный отдел «Московского ювелирного завода», винную лавку «Спотыкач», салон «Очкарик», представительства мобильных сетей. Из узкоспециализированных объектов ритейла выделяется, например, магазин «Все для танца и театра», где продаются костюмы для выступлений и ткани.
«Наибольшая активность ритейла начинается после перекрестка с Климентовским переулком — здесь помимо ресторанов и банков отмечается появление магазинов обуви, аксессуаров, услуг, — отмечает Анна Данченок, заместитель директора департамента оценки и консалтинга NAI Becar. — За последние годы пул арендаторов Пятницкой пополнился известными сетевыми объектами — «Хлеб насущный», «Тануки» и др. Вторыми по степени присутствия идут банки, которые занимают порядка 40% первых этажей зданий».
Постоянство — признак мастерства
На Пятницкой довольно редко меняются арендаторы. По информации С. Яровой, за последние семь лет ротация не превышала 10% в год. «Мы отмечаем смену арендаторов с ритейла на общепит, — добавляет Е. Мишина. — Следует сказать, что такая тенденция наблюдается и на других торговых улицах центра, что во многом объясняется развитием общественных зон и новых пешеходных маршрутов».
Ставки в зависимости от трафика и характеристик помещений находятся в диапазоне от 1,2 до 2,3 тыс. долл./кв. м/год (данные NAI Becar). Доля вакантных помещений не превышает 5%.
«Например, ставка на помещение вблизи Садового кольца для ресторана японской кухни составляет 1,7 тыс. долл./кв. м/год, — говорит Е. Мишина. — Самые престижные площади, естественно, расположены у метро. Их стоимость доходит до 5 тыс. долл./кв. м».
Внешняя красота
Исторические улицы Москвы, блистающие архитектурой, могут быть не слишком удобными для ритейлеров, так как планировка помещений устаревшая, отсутствуют современные витрины, инженерные коммуникации слабы. Как с этим обстоит дело на Пятницкой? Внешне дома выглядят достаточно привлекательными. Однако, разумеется, даже после реконструкции в объектах старого фонда не всегда имеются все необходимые условия для операторов торговли.
«Большинство помещений было реконструировано и переоборудовано в течение последних 20 лет, — рассказывает С. Ярова. — Но, поскольку львиная доля домов построена давно, площади обладают своими планировочными особенностями».
«На самом деле специфика помещений на Пятницкой не отличается от других торговых улиц в центре, — считает Е. Мишина. — Главная проблема — изношенные коммуникации, несоответствие площадей запросам арендаторов, например по конфигурации, и пр.».
И все же, несмотря на некоторые минусы, объекты на Пятницкой востребованы среди арендаторов. Показательна история компании Toridoll, которая довольно долго пыталась найти подходящее место для своего первого ресторана в Москве, под брендом Marugame. В результате выбор пал именно на эту улицу. «Что очень верно, — говорит С. Ярова. — Таким образом заведение получило известный московский адрес и достигло синергетического эффекта от соседства с другими кафе и ресторанами. Необычная концепция паназиатской кухни оказалась крайне востребованной на Пятницкой».
Мнение:
Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости группы компаний RRG:
«Пятницкая улица всегда была пристанищем для ресторанного стрит-ритейла. Неслучайно в свое время вышли книга и фильм под названием «Трактир на Пятницкой». Общепит хорошо развит на улице и по сей день, fashion и ритейл приживаются хуже».
Надежда Двоскина,
Недвижимость и Цены №31(592)/4-10 августа 2014 г.