В Москве могут сформировать зоны платного въезда для автомобилей. Об этом сегодня сообщили «Ведомости». При этом мэр столицы подчеркнул, что инициатива находится на ранней стадии проработки и нуждается в серьёзных предварительных исследованиях. На данный момент чиновники обсуждают возможность открытия платного въезда на территории МКАД и ТТК. Перспективы внедрения данной инициативы обсудили наши эксперты.
Как вы оцениваете подобную инициативу в целом и текущую целесообразность её внедрения?
Валентин Гаврилов, директор отдела исследований рынка CBRE
Применение механизма «платного въезда» для регулирования автомобильного трафика является достаточно распространенной процедурой в мире. Традиционным примером в данном контексте является Лондон. Практика показывает, что этот механизм в состоянии уменьшить объем автомобильного потока на 15-20%, а в случае более жестких подходов - и более. Еще одним бонусом такой практики является появление дополнительных доходов у городского бюджета. При этом, однако, внедрение данной инициативы должно сопровождаться улучшением иных возможностей добраться до требуемых точек назначения. Так или иначе, «разгрузка» центра столицы от автомобилей, конечно, целесообразна. Главное, чтобы при этом не случилось «хотели как лучше, а получилось - как всегда.
Михаил Якубов, руководитель направления консалтинга девелоперских проектов компании JLL
Данная инициатива представляет собой один из инструментов транспортной политики города. Эффективность данного мероприятия можно оценить на уже реализованных мировых примерах: например, в Лондоне взимается плата за въезд в центр. Однако этот инструмент не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Устанавливать плату за въезд на ту или иную часть территории города можно только вместе с одновременным или предшествующим улучшением системы общественного транспорта внутри запланированной платной зоны. Опять-таки возвращаясь к опыту Лондона, мы видим, что зоны, примыкающие к границе платной территории, перегружены ввиду того, что жители города стараются максимально близко подъехать к месту платного въезда, оставить свой личный транспорт и пересесть на общественный. В связи с этим перераспределилась в сторону неравномерности транспортная нагрузка, что, пожалуй, не является плюсом в общем масштабе городской обстановки.
Алексей Медников, партнер практики «Инфраструктура» Консалтинговой группы «НЭО Центр»
Платный проезд, очевидно, является продолжением политики, направленной на снижение траффика в городе. Эффект от внедрения данной инициативы напрямую зависит от того, сколько будет стоить проезд и насколько удобным окажется способ взимания платы. Касаемо стоимости, в случае если проезд будет достаточно дорогим для большинства автомобилистов, то мы получим полупустые платные «кольца» и перегруженные параллельные улицы, что не решит основную проблему, а только ее усугубит. С точки зрения системы взимания платы, очевидно, что единственным приемлемым способом является так называемая система free-flow, при которой оплата производится дистанционно путем использования транспондеров, оплаты через СМС, покупку абонементов для проезда на автозаправках и иными похожими способами. Такие системы уже действуют в Лондоне, Сингапуре, Стокгольме и ряде других городов.
Олег Шахов, глава города Химки
Платный въезд - это логичная мера, поскольку подобная практика уже есть в некоторых крупных городах. Самый известный пример - это Лондон, где платный въезд стал очень эффективной мерой во многом благодаря удобной системе оплаты, когда специальные камеры фиксируют номера въезжающих автомобилей и автоматически взимают плату с водителей. Насколько она будет эффективна для Москвы - будет зависеть от конкретных аспектов ее реализации. Дело в том, что в Москве на данный момент и так очень большая часть населения (более 80%) использует общественный транспорт, и нагрузка на тот же Московский метрополитен крайне высока. Поскольку платный въезд - это довольно радикальная мера, в случае если произойдет резкое повышение нагрузки на общественный транспорт, это может вызвать очень сильный общественный резонанс. Именно поэтому очень важно запустить пилот, тщательно проанализировать все результаты, добиться значительного повышение пропускной способности всех видов транспорта, прежде чем переходить к каким-то конкретным действиям.
Эвелина Ишметова, заместитель генерального директора группы компаний RRG
В целом, данную инициативу города можно оценить как положительную: пример целого ряда европейских стран, в которых действуют аналогичные меры (платные парковки, платный въезд и т.п.), показывает, что они могут положительно влиять на дорожную обстановку. Более того, и в Москве введение платных парковок в ЦАО уже дает свой положительный результат – транспортная нагрузка на центральные районы явно снизилась. Важно здесь не «переборщить», то есть нужно очень взвешенно подходить к выбору участков, где будут реализованы ограничительные меры.
Насколько удачно, по-вашему, предположительно выбраны зоны платного въезда (ТТК и МКАД)?
Валентин Гаврилов
ТТК и МКАД являются ключевыми транспортными артериями столицы, распределяющими автомобильные потоки. Соответственно, если первоочередной является задача наполнения бюджета, то данное решение для платного въезда является идеальным. Если же приоритетной является именно задача «разгрузки» центральной части города с учетом интересов всех горожан, то необходимо искать другие решения, которые не бьют по тем людям, которые в центр не собирались ехать в принципе, но все равно будут вынуждены платить.
Михаил Якубов
На наш взгляд, сначала стоит апробировать эту систему в более локализованном масштабе, в районах, например, «Москва-Сити» или, в крайнем случае, в центре внутри Бульварного кольца.
Алексей Медников
Также считаю необходимым внедрение данной системы постепенно, к примеру, используя ее в рамках первого этапа только в пределах бульварного кольца с постепенным расширением до пределов Садового кольца, ТТК и МКАД. Внедрение платности в таком крупном мегаполисе является уникальной задачей, и решать ее надо взвешенно и постепенно.
Олег Шахов
На первом этапе логичнее всего сделать платным въезд в центр города - к примеру, Садовое или Бульварное кольцо. Поскольку плотность населения в историческом центре не так высока, можно будет отработать схему взаимодействия с резидентами, за счет снижения трафика повысить привлекательность Москвы для туристов.
Эвелина Ишметова
Принимать такие меры надо постепенно, чтобы иметь возможность отслеживать и анализировать результат. Например, предварительно есть мнение, что введение ограничения на платный въезд в зону Москва-Сити приведет к накоплению машин на подъезде к данной зоне. Необходимо тщательно проанализировать последствия каждого из принимаемых решений. Как общий режим для всей Московской кольцевой и ТТК платный въезд, очевидно, был бы избыточной мерой.
Способны ли, по-вашему, фискальные методы решить транспортные проблемы в Москве?
Валентин Гаврилов
Мировой опыт показывает, что фискальные методы помогают решать транспортные проблемы лишь отчасти. При этом ценой этого нередко становится расслоение города на «бедные» и «богатые» районы. Существенно более эффективным подходом в данном контексте является сбалансированное развитие районов города с точки зрения создания рабочих мест и социальной инфраструктуры. Такая городская политика существенно более эффективно снижает потребность в путешествиях в центр и, соответственно, маятниковую миграцию. Фискальные методы должны быть лишь второстепенным дополнением к этому основному инструменту.
Михаил Якубов
Смысл не в том, чтобы сделать фискальный метод способом зарабатывания денег в городской бюджет, но в том, чтобы в комплексе с другими мерами применять его, оценив предварительно экономическую эффективность и определив, соответственно, оптимальный размер платежа, для усовершенствования инфраструктурной системы и урегулирования транспортной обстановки в Москве.
Алексей Медников
На мой взгляд, внедрение такой системы, возможно, и, скорее всего, рано или поздно мы к ней пришли бы, но решение проблемы снижения трафика должно осуществляться параллельно с задачей повышения эффективности общественного транспорта. Решая только первую проблему, т.е. используя только «метод кнута» будет получен лишь колоссальный общественный протест. Однако, использование данной системы возможно лишь при развитом институте неизбежности наказания за бесплатный проезд по платной автодороге. А в России с этим, очевидно, еще не все хорошо и требуется работа по изменению правовой базы для достижения приемлемого процента, как оплаты проезда, так и оплаты штрафов в случае нарушения правил проезда.
Олег Шахов
Фискальные меры, без сомнения, могут помочь решению транспортных проблем. К примеру, совсем недавно Яндекс провел исследование, которое показало, что количество трафика в центре сократилось на 15% после введения зоны платной парковки. Удорожание стоимости владения автомобилем и развитие общественного транспорта - это тот путь, по которому идет Европа, и, как мы видим, он может быть крайне эффективным.
Arendator.ru от 25.09.2014 г.,
http://arendator.ru/articles/134822-laquozolotyeraquo_kolca_moskvy/