Товары для самых маленьких — обязательная статья расходов многих российских семей. Ежегодно сектор демонстрирует 10%-ный рост объема продаж. Это дает экспертам повод прогнозировать: обвала данного рынка в ближайшее время не предвидится.
Прирост населения стимулирует спрос на ритейл детских товаров. Бум рождаемости, который пришелся на 1950-е гг., повторился в 2000–2012 гг. В этот период количество родившихся увеличилось с 1,3 до 1,9 млн человек в год. «Благодаря стабильному спросу даже в кризисные моменты детские ритейлеры чувствуют себя устойчиво», — подчеркивает Татьяна Ключинская, начальник департамента торговых площадей компании JLL.
По данным CBRE, основная часть затрат на детские товары приходится на сегмент «одежда и обувь» (почти 70%); за ним следуют «игрушки» и «питание» (примерно 15 и 10% соответственно). При этом все больше родителей обращают внимание в первую очередь на качество товара, а не на его стоимость.
Главные герои
«На рынке детских товаров можно выделить несколько типов игроков: мультибрендовые ритейлеры, которые выступают якорными арендаторами («Детский мир», Hamleys, «Дети», «Дочки-сыночки», «Кораблик» и др.), федеральные и международные операторы (Mothercare, Prenatal, Imaginarium, Orby, Pelican kids, Acoola), а также небольшие структуры, которые выводят новые бренды на рынок», — отмечает Резеда Садритдинова, старший консультант отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield.
В настоящее время в России представлено свыше 60 крупных сетей, подсчитали в CBRE. Среди них LEGO (более 110 точек), Morthercare (примерно 80), Imaginarium (50), «Детский мир» (свыше 240), «Кораблик» (150) и «Дочки-сыночки» (120 магазинов).
«Центральный детский магазин на Лубянке», который откроется в этом году в центре Москвы, станет квинтэссенцией детского ритейла, — считает Т. Ключинская. — В проекте дебютирует большинство мировых марок для маленьких покупателей«. Кроме того, многие крупные международные fashion-операторы, представленные в России для взрослой аудитории, открыли в своих магазинах отделы для детей. Они уже завоевали лояльность потребителей, имеют хорошее положение на рынке и стремятся диверсифицировать бизнес. Примерами могут служить Zara, H&M, Adidas, Uniqlo.
«В общем и целом рынок близок к насыщению, — говорит Михаил Рогожин, управляющий директор отдела торговых помещений CBRE. — Однако стоит учитывать, что большинство сетей принадлежит к среднему ценовому сегменту. Премиальный и люксовый ритейл начали активное развитие с прошлого года (Miki Hоuse, Tartine et Chocolat), продолжится оно и в этом году. Открытие запланировали итальянский бренд Andrea Montelpare, а также первый бутик с детской коллекцией D&G Kids».
Действующие форматы
Крупные сети («Детский мир», «Дочки-Сыночки», «Дети») предпочитают работать в формате супермаркета. Требования к помещениям у таких брендов примерно одинаковые — площади от 1,5 до 2,5 тыс. кв. м. У «Кораблика» запросы чуть ниже — от 0,8 до 1,5 тыс. кв. м.
В моллах наиболее предпочтительны для размещения детских магазинов секции, расположенные по соседству с развлечениями и объектами того же профиля. Если магазин находится на втором этаже и выше, то поблизости должен быть пассажирский лифт, что крайне важно для посетителей с колясками.
«В классическом торговом центре детские операторы сами по себе являются «якорями» и обычно платят не самые высокие арендные ставки, поэтому традиционно их размещают на верхних уровнях», — добавляет Т. Ключинская.
По данным RRG, крупные бренды ориентируются на ставки в диапазоне 300–500 долл./кв. м/год (triple net). Небольшие сети («Бегемотик», Pappy, «Рики Тики») обычно ищут площадки на улицах спальных районов. Для них даже не играет роли близость к метро: главное, чтобы рядом располагался жилой массив, отмечает Сергей Камлюк, директор департамента торговой недвижимости компании Praedium. Такие магазины, как правило, платят около 500 долл./кв. м/год.
Поколение Digital
Компания Data Insight провела исследование рынка интернет-продаж детских товаров. Выяснилось, что в прошлом году его доля превысила 1 млрд долл., составив 75% от всего реализованного объема в России. По оценкам экспертов, к концу 2014 г. показатель увеличится на 23% по сравнению с 2013-м.
Исследователи насчитали 8,5 тыс. онлайн-магазинов, которые можно отнести к детскому сегменту. Выигрывают на рынке операторы с широким ассортиментом: пользователи предпочитают приобретать все и сразу.
Большинство онлайн-покупателей товаров для детей — женщины (59%) в возрасте от 25 до 44 лет. Только 13% представительниц прекрасного пола младше 25 лет рассматривают детский ассортимент. Средний возраст онлайн-покупателей — 32 года.
Прекрасное далеко?
Детский сектор торговли сегодня чувствует себя уверенно и развивается быстрыми темпами. Практически в каждом районе Москвы можно найти крупный магазин, иногда — два-три. За последние месяцы в столице произошло несколько знаменательных событий: появились флагманские объекты британского бренда Hamleys в ТРЦ «Атриум»; французского люксового Tartine et Chocolat — на Ленинском проспекте; федерального «Детского мира» — на Воздвиженке; первого розничного магазина финской марки Reima — в ТРЦ «Мега Химки». Активно осваивает новые рынки итальянский бренд Prenatal Milano (Санкт-Петербург, Новосибирск, Омск).
«Однако события текущего года все-таки задели международные бренды, — напоминает Р. Садритдинова. — В результате ритейлеры пересматривают коммерческие условия и тщательнее выбирают площадки. Но это характерно для рынка коммерческой недвижимости в целом, а не только для операторов детского сегмента».
Екатерина Камазинская,
Недвижимость и Цены №46(607)/17-23 ноября 2014 г., стр 174