Кризис неизбежно приведет к изменениям на рынке торговой недвижимости столицы: ритейлеры и девелоперы могут переориентироваться на регионы, полагают аналитики. Слишком активной эта тенденция не будет: даже в условиях падения платежеспособности населения Москва остается привлекательнее для игроков рынка, рассуждает обозреватель "Коммерсантъ FM" Андрей Воскресенский.
Зафиксированный в декабре прошлого года всплеск продаж товаров длительного потребления и повседневного спроса стал достойным завершением потребительского бума в Москве. В последующие месяцы большинство ритейлеров, вероятнее всего, столкнется с падением объемов продаж, обусловленным, в основном, снижением платежеспособности населения. На этом фоне активно высказываются предположения о возможном уходе торговых сетей и девелоперов соответствующей недвижимости в регионы: считается, что в нестоличных городах уровень насыщенности качественными торговыми проектами ниже, поэтому они могут стать достойной "антикризисной" площадкой для участников рынка.
Эксперты компании RRG, между тем, с этим мнением не согласны. Упора на регионализацию не будет, уверены специалисты. Надеяться на повышенную платежеспособность регионов бессмысленно, потому что ее нет. Возможно, платежеспособность москвичей в кризис снизится больше, чем у жителей других городов, чьи доходы традиционно ниже, но стабильнее, однако в итоге столица все равно останется, по сравнению с провинцией, в явном плюсе. Конечно, ритейлеры и девелоперы будут рассматривать возможности работы в регионах, но не из-за падения привлекательности Москвы, а с целью закрепления позиций на новых рынках. Иными словами, с географической точки зрения они продолжат развитие по обычной, "докризисной" схеме.
В то же время, участники торгового рынка неизбежно столкнутся с необходимостью максимально оптимизировать расходы на операционную деятельность и реализацию новых проектов. В этой связи можно прогнозировать еще более осторожный подход к любым действиям: девелоперам будут нужны четкие рекомендации по расположению новых объектов, а торговым сетям — по способам сокращения арендных затрат. Общерыночным трендом станет активный поиск новых решений, пересмотр концепций развития и оптимизация бизнес-процессов.
Андрей Воскресенский,
Коммерсантъ FM от 05.02.2015 г.,
http://www.kommersant.ru/doc/2660997