Развитие российского рынка коммерческой недвижимости в кризисном 2015 году неизбежно замедлится. Но есть сегменты, которые пострадают меньше других, а в лучшем случае станут опорой рынка.
Эксперты RRG выделили четыре ключевых формата, у которых есть все шансы на благополучное существование даже при усугублении проблем в экономике. В первую очередь, успешно пережить кризис смогут объекты, расположенные в пределах исторического центра города. Аналитики RRG полагают, что здесь идет процесс реформации рынка коммерческой недвижимости, в частности, речь идет о смене профиля арендаторов.
Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG:
«Fashion-операторы уходят в крупные торговые центры, а на их место постепенно приходят банки и предприятия общепита, аксессуары. Да и собственники этого сегмента более гибки с точки зрения ценовой политики».
В любом случае, подчеркивает Колокольников, помещения в пределах Садового кольца будут достаточно востребованными.
Второй формат, имеющий позитивные перспективы развития, — это транспортно-пересадочные узлы с коммерческими площадями — ТПУ. Согласно планам столичных властей, к 2020 году в Москве планируется построить 90 ТПУ, при этом 42 появятся на действующих станциях метрополитена, а 48 — на строящихся. Несмотря на экономические сложности, до сих пор мэрия об отмене или пересмотре этих планов не заявляла, поэтому сегмент ТПУ остается привлекательным. Даже в кризис люди продолжат пользоваться метро, поэтому высокий потребительский трафик таких коммерческих площадок обеспечен. Выставить на торги ряд проектов ТПУ планируется уже в ближайшем будущем. Третий опорный сегмент — магазины FMCG (товары повседневного спроса).
Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG:
«Москве, как и многим другим российским городам, по-прежнему не хватает магазинов FMCG. Наши исследования показали, что для насыщения рынка в столице надо открыть еще около 500 000 квадратных метров сетевых форматных магазинов, торгующих продуктами питания и товарами повседневного спроса».
Можно смело обещать ритейлерам, что магазины FMCG — и особенно дискаунтеры, открытые в районах массовой застройки — будут коммерчески успешными, уверены аналитики.
Четвертый и последний формат может стать одной из небольших опорных колонн рынка не вопреки, а благодаря кризису. Речь идет о коворкингах и других площадках «временного пребывания» с определенной инфраструктурой для ведения бизнеса, которые традиционно получают активное развитие в периоды финансовой нестабильности. Кроме того, будут востребованы малоформатные офисные площади в современных зданиях в центре, либо в районах деловой активности.
Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG:
«Причин тому две: во-первых, с развитием информационных технологий продолжает снижаться потребность в постоянном нахождении в офисе. Во-вторых, успеху коворкингов будет способствовать, как ни странно, и сам кризис: многие компании сегодня сокращают расходы на персонал, и уволенные сотрудники зачастую начинают небольшой, но собственный бизнес, либо работают на аутсорсинге».
Иными словами, экономическая неопределенность подстегивает развитие стартапов, что, в свою очередь, может привести к росту сегмента коворкингов — своеобразных полуофисов.
В целом, сейчас довольно сложно прогнозировать, что будет с рынком коммерческой недвижимости в последующие месяцы, отмечают в RRG. По-прежнему нет понимания общей ситуации, нельзя выделить векторы политического и экономического развития страны, определить глубину начинающегося кризиса. Поэтому стоит оговориться, добавляют эксперты, что и для вышеуказанных форматов сохраняется риск провала в случае резкого усиления негативных явлений в экономике, неверного выбора локации и недооценки конкуренции.
Bfm.ru от 02.02.2015 г.,
http://www.bfm.ru/news/285180