Кризис не тётка, пирожок не принесёт! Равно как и существенной прибыли. Причём, касается это, в числе прочих, и владельцев бизнес-центров, что и выяснил журнал КВАДРУМ.
Не самую оптимистичную точку зрения на ситуацию, касающуюся рынка офисной недвижимости, высказал Михаил Грин, генеральный директор «Национального агентства развития жилищных фондов социального и коммерческого найма».
По его мнению, которое он озвучил на конференции «Управление объектами коммерческой недвижимости», доля вакантных площадей московских офисов класса А в 2015 году составит 26,8%, в классе В - 11,4% вместо прошлогодних 26,1% и 10,9% соответственно.
Почему это произойдёт? Много договоров на аренду заключалось в иностранной валюте, и после декабрьских событий далеко не все смогли платить такие деньги. Если же арендодатель не собирается идти на уступки, бизнесмену приходится покинуть подорожавшую площадь.
Естественно, владельцу подобный сценарий отнюдь не на руку, ведь площадь должна работать постоянно, а найти новых арендаторов - процесс длительный, да и не каждый примет высокие арендные ставки. Стало быть, в условиях нынешней экономической ситуации надо находить консенсус. Журнал КВАДРУМ решил задать экспертам рынка офисной недвижимости актуальный вопрос.
КВАДРУМ: На какие уступки может пойти арендодатель, чтобы арендатор остался в его помещении?
Оксана Моисеева, и.о. руководителя департамента коммерческой недвижимости компании «НДВ-Недвижимость»:
– Арендаторы, чтобы оптимизировать свои расходы, ведут соответствующие переговоры с владельцами помещений. Фиксация валютного коридора и служит неким альтернативным вариантом. Привязка к некому курсу, обычно в диапазоне 38-45 рублей за доллар, осуществляется также на определённый льготный период.
Марина Великорецкая, генеральный директор Sperry Van Ness Eastward Property Management:
– В кризис все недостатки воспринимаются арендаторами особенно остро, и, если вовремя их устранить, то можно не только удержать старых арендаторов, но и привлечь новых. Дополнительные сервисы и услуги способствуют лояльности арендаторов. Например, компании, чей бизнес связан с частыми визитами посетителей, оценят дополнительные парковочные места.
Сергей Шиферсон, коммерческий директор City&Malls PFM:
– Действительно, сохраняя арендный поток, арендодатель может отказаться от определенных доходов от паркинга. И тогда арендатор офиса класса В и В+ в зависимости от стоимости машиноместа может выиграть от 7 тыс. рублей в месяц и выше. Для объектов класса С стоимость м/м может составить 3,3 тыс. рублей в месяц, в классе А - 15 тыс. руб/мес и выше.
Алексей Сёмин, генеральный директор Консалтинговой группы «Апхилл»:
– Выгодным вариантом может быть включение в стоимость аренды офиса проживание в хостеле или гостинице. Например, даже в «Москва-Сити» уже есть хостел – такой услугой охотно пользуются приезжающие в командировку бизнесмены. Также для сохранения арендаторов можно сдавать офисы в почасовую оплату по принципу коворкингов.
Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG:
– Ещё один путь решения проблемы с заполняемостью – выявление и коррекция возможных ошибок в концепции бизнес-центра. Распространённый просчёт — в БЦ предлагаются помещения слишком большой площади, на которые нет спроса в данном районе. В этом случае имеет смысл переориентироваться и предлагать более мелкую нарезку, с отделкой.
Андрей Канаев, заместитель руководителя проекта «К2 Бизнес-парк»:
– Существуют также несколько нестандартные, но тоже эффективные варианты, когда арендодатель готов выполнить косметический ремонт или перепланировку в помещениях, предоставив альтернативные помещения и организовав поэтапное «плавное» перемещение сотрудников арендатора на время ремонта. Или предложить новые помещения на тех же условиях.
Алексей Пестов,
Kvadroom.ru от 31.03.2015 г.,
http://journal.kvadroom.ru/novosti/sobitiya/oficialnie/material_46777.html