Эксперты разделились на два лагеря: одни считают, что торговым центрам и спросу ничего не угрожает. Другие прогнозируют, что люди станут ходить за покупками реже. Это может повлиять и на изменение арендных ставок, и на строительство и открытие новых торговых площадок.
Увеличение цен на потребительские товары может привести к тому, что москвичи могут начать экономить на одних товарах и увеличивать расходы на другие. По прогнозам компании RRG, уровень роста цен на потребительские товары и услуги в 2015 году составит 31,2%. Увеличение цен приведет и к росту расходов на определенные группы товаров и услуг. При этом доходы домохозяйств не растут, следовательно, население будет вынуждено экономить.
Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG:
«Структура расходов россиян уже изменилась и в дальнейшем еще изменится. Так называемые «защищенные» группы товаров увеличат свою долю в структуре расходов, а «незащищенные» уменьшат. В число первых входят, в частности, расходы на лекарства и медицинские услуги, коммунальные услуги, транспортные расходы, продукты питания и товары первой необходимости – на них люди экономить не смогут. А вот на товарах для дома, ремонта, электронике, одежде и обуви, спортивных товарах и развлечениях – вполне».
Наибольшее изменение, по данным аналитиков, коснется сегмента FMCG-товаров. Доля расходов на них вырастет с 31% в 2014 году до 38% в 2015. «Зачем это нужно знать владельцам торговых центров? Очевидно, что изменения в структуре расходов россиян приведут к изменениям оборотов ритейлеров, — говорит Колокольников. — У большинства из них уже наблюдается снижение маржинальности, что, в свою очередь, приводит к сокращению доли расходов на аренду, и как следствие, к снижению арендных ставок. Кроме того, если на определенную группу товаров будет снижаться доля расходов, то с целью сохранения оборотов логично сокращать и размер площадей магазинов в этом сегменте».
Юлия Соколова, директор по сдаче в аренду торговых центров Knight Frank:
«В первую очередь, снижение оборотов коснулось арендаторов в категории «средний», «средний плюс», так как покупатели ушли в более низкую ценовую категорию, также упали обороты у ресторанов. Покупатели экономят, покупают более дешевую одежду, обувь, аксессуары, либо покупают меньшее количество наименований в сегменте «средний плюс». Также падают обороты у операторов бытовой техники, электроники. Средний уровень вакансии в действующих торговых центрах Москвы составляет 8%, девелоперы вынуждены идти на временные уступки по условиям аренды: снижение ставки, фиксация курса валюты и т.д. Что касается недавно открывшихся торговых центров, уровень вакансии в них составляет 30-50%».
В этой связи интересна ситуация с недавно открывшимися проектами. Как отмечает Юлия Соколова, планирование открытия торгового центра закладывается на начальном этапе, и когда точка невозврата пройдена, замораживать проект экономически нецелесообразно. К примеру, ТЦ «Авиапарк», который открылся совсем недавно, в запланированный срок, совпавший с нестабильной экономической ситуацией в стране.
Арендные ставки на рынке торговой недвижимости Москвы могут упасть в 2015 году в рублях на 25-30% в среднем, прогнозирует RRG. Наиболее сильное снижение произойдет в сегменте общепита, спорттоваров, одежды и обуви, так как обороты арендаторов перечисленных профилей уменьшатся наиболее существенно. Игнорирование происходящего собственниками ТЦ может привести к падению показателей эффективности, предупреждают эксперты. Тогда уже и заметно снизится выручка, и сам девелоперский проект может быть признан неэффективным, при этом имея долги по кредитам.
Анна Кокорева, аналитик «Альпари»:
«Экономическая ситуация такова, что падение курса рубля, санкции и антисанкции привели к росту стоимости многих товаров и услуг. Доходы граждан при этом остались на прежнем уровне, определенная часть населения потеряла работу и лишилась дохода вовсе. В связи с этим покупательная способность снизилась, особенно это заметно в городах, которые не являются миллионниками или областными центрами. Спрос упал как на дорогие товары, так и на более дешевые. Например, спрос на автомобили с начала года снизился на 40-80% в зависимости от марки и модели, потребление мяса населением за аналогичный период сократилось на 10-15%. Основные арендаторы торговых центров подтверждают падение покупательной способности. Однако особой лояльности к клиентам со стороны продавцов нет, а значит дела идут не так плохо.
Эксперты дают советы, как торговым центрам остаться на плаву в кризис. В первую очередь, нужно увеличивать доли «антикризисных» арендаторов, а это супермаркеты, гипермаркеты, магазины детских товаров. Также следует заполнять пустующие площади низко маржинальными или вообще бесплатными интеллектуальными образовательными и развлекательными операторами для детей и взрослых, арт-галереями и тому подобным.
Максим Раевский, член совета директоров девелоперской компании «Стройинвесттопаз»:
«Потребительская активность на данный момент находится близко к историческим минимумам. Поэтому очень неплохо себя чувствуют ритейлеры, ориентированные на эконом-класс, особенно это актуально для продовольственной сферы. Глобально в торговых центрах, особенно в регионах, стало значительно меньше людей, собственники готовы идти к снижению ставок на 30-40%, но магазины продолжают закрываться. По нашим оценкам, в 2015 году наполняемость торговых центров упадет в среднем на 30%. При этом сильнее всего пострадают регионы, где покупательная способность населения значительно ниже, чем в Москве».
Тимур Акулов,
Bfm.ru от 13.04.2015 г.,
http://www.bfm.ru/news/290619