Книжные магазины Москвы сегодня переживают не лучшие времена. За последние пять лет их количество значительно сократилось. Для того чтобы остаться на плаву, владельцам этого бизнеса приходится придумывать новые маркетинговые ходы и технологии взаимодействия с читателями.
Пиво вместо книги
Вытеснение книжных магазинов другими, более доходными, заведениями в последнее время не редкость. На Профсоюзной улице, например, на смену «Букбастеру» пришли «Иль де Боте» и пивной ресторан «Кружка».
«Ритейлерам этого профиля становится все труднее выживать, — рассказал «Н&Ц» Антон Белых, управляющий партнер консалтинговой компании DNA Realty. — Основное подспорье — торговля через Интернет с доставкой заказчику». Впрочем, и в этом случае приходится конкурировать с онлайн-мастодонтами вроде Ozon. К тому же, что бы ни говорили об очаровании свежеотпечатанной книги, читатели все равно переходят на планшеты.
Некоторые сети делают ставку на торговлю узкоспециальной литературой. Но и в этой нише нужно бороться за место под солнцем. В частности, «Дом педагогической книги» на Большой Дмитровке известен читателям еще с советских времен.
В условиях жесткой конкуренции выживают крупные объекты, занимающие большие площади: «Дом Книги» на Новом Арбате, «Библио-Глобус» на Мясницкой улице и др. Хуже всего приходится небольшим магазинам, площади которых все
равно сокращаются до 200–250 кв. м. При этом часть помещений занимают не книги, а сопутствующие товары: альбомы, записные книжки, игрушки...
Наиболее активное развитие на рынке сегодня демонстрирует «Книжный лабиринт», который наращивает сеть, открываясь как в торгово-развлекательных центрах, так и в объектах стрит-ритейла. Также уверенные позиции сохраняет «Читай-город» («Новый книжный»). «Буква» и ряд других сетей не только приостановили развитие, но и закрыли значительную часть объектов.
Садитесь удобнее
Аренда помещений в формате стрит-ритейла обходится книжным магазинам дороже, чем в торговых центрах (ТЦ). «Этот бизнес нельзя назвать высокоприбыльным, поэтому новые точки в основном открываются именно в составе ТЦ», — считает Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости компании RRG. Как пояснил Александр Болотов, генеральный директор «МИЭЛЬ — Коммерческая недвижимость», книжные сети предпочитают моллы еще и потому, что проходимость в них выше, а сами помещения — современнее.
Чаще всего такие операторы выбирают более дешевые для аренды верхние этажи, куда необходимо добираться целенаправленно. Там они располагаются по соседству с кинотеатрами, магазинами детских игрушек и пр.
Одним из достоинств формата является непритязательность. Для книжных магазинов важны главным образом освещение и определенная влажность, которая легко регулируется современными системами климат-контроля. «Процесс выбора издания может растянуться не на один час, поэтому уместно поставить рядом со стеллажами если не кресла, то хотя бы пуфы или стулья — листать книгу гораздо удобнее сидя», — добавляет Юлия Тряскина, соучредитель архитектурного бюро UNK project.
Насколько же интересен книжный магазин самому торговому центру? «С одной стороны, такой арендатор имеет небольшой, но постоянный поток целевой аудитории, — отвечает Олег Рыжов, генеральный директор Ross Group. — С другой, маржинальность книжного бизнеса маленькая, платить высокую арендную плату оператор не может».
Новые страницы
Совсем небольшие книжные лавки могут располагаться на первых этажах ТЦ. В ассортименте таких магазинов представлены в основном подарочные издания мировой классики, художественные альбомы, а также громкие новинки. «Этот формат предполагает, что покупателю не составит труда ознакомиться с небольшим объемом книжной продукции, и, выбрав подходящий экземпляр, он сможет тут же оформить его в красивую упаковку», — поясняет Ю. Тряскина.
Кофейня плюс книжный — еще один вариант трансформации. В частности, несколько лет назад эта схема практиковалась в ныне закрытом клубе «Билингва». «Но в России формат почему-то до сих пор не получил должного развития, — сетует Ю. Тараненко. — Возможно, потому что идеологии двух бизнесов сильно разнятся, операторам сложно договориться о сотрудничестве».
Привлечь покупателей помогает и расширение ассортимента. Например, таким путем пошла сеть «Республика», которая дополнила книжный ряд сопутствующими товарами: чехлами для мобильных устройств, предметами для рисования, развивающими и обучающими играми. В «Новом Книжном» (ТЦ «Садовая Галерея») на Сухаревской площади можно найти все для творчества. Кроме того, лояльность читательской аудитории поддерживают встречи с писателями, мастер-классы и пр.
Искать новые концепции сегодня становится жизненно необходимым, делают вывод эксперты. «В условиях сложной экономической ситуации и снижения покупательской способности в борьбе за клиента все меры хороши», — считает Наталья Куваева, руководитель проектов департамента стратегического развития NAI Becar.
Надежда Двоскина,
"Недвижимость и Цены" №20(633)/18-24 мая 2015, стр.140,
http://dmrealty.ru/SearchContent/View?