Глава Федерального агентства по туризму Олег Сафонов выступил против инициативы запретить госбанкам финансировать строительство и реконструкцию отелей, которыми будут управлять международные гостиничные операторы. Ранее депутат "Справедливой России" внёс в Госдуму предложение по данным спорным поправкам в законодательство. То, какие факторы, помимо неумелых законодательных инициатив, препятствуют развитию гостиничного бизнеса, обсудили наши эксперты.
Как вы оцениваете общий уровень развития международного гостиничного бизнеса на рынке России? С какими главными проблемами он сегодня сталкивается?
Дэвид Дженкинс, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL
Мировые гостиничные бренды развиваются в России на протяжении 20 лет, и этот процесс продолжается. В Москве и Санкт-Петербурге, а также в Сочи в результате Олимпиады этот рынок достаточно развит, гораздо сильнее, чем в других регионах страны. Основная сложность гостиничного рынка, с которой сталкиваются как брендированные, так и небрендированные отели, - это ограниченность финансирования: оно по-прежнему является очень дорогим в России по сравнению с другими странами. Крупнейшие гостиничные операторы на протяжении многих лет инвестировали свое время и ресурсы в развитие гостиничного рынка в России, в обучение персонала, формирование лояльной аудитории, помогали в целом менять качество индустрии гостеприимства в России к лучшему.
Кристина Кузнецова, региональный менеджер Domina Hotel Group Russia, генеральный управляющий отеля Domina Prestige St. Petersburg
Международные цепи в России выступают аттрактором развития страны как туристической дестинации. Мы много работаем с зарубежными гостями и знаем не понаслышке: имидж России еще далек от совершенства даже в глазах европейцев, не говоря уже о более отдаленных локациях. В Россию до сих пор побаиваются ехать - для среднестатистического иностранного гостя это сродни вызову, едва ли не разновидность экстремального туризма. В сложившихся условиях сбалансировать ситуацию и снизить градус беспокойства помогает бренд крупного отельного оператора. Выбирая гостиницу известного бренда, гость обычно рассуждает так: "Страна небезопасная, но хоть жить буду гарантированно в хороших условиях". Отельерам зарубежных сетей не просто доверяют - очень часто их выбирают, исходя из их национальной принадлежности. Например, гостями нашей сети часто бывают итальянцы. Зарубежные отельеры как никто другой заинтересованы в развитии туристической привлекательности России - это как раз тот случай, когда интересы иностранного бизнеса на 100% совпадают с национальными потребностями в развитии индустрии туризма.
Анна Данченок, заместитель директора департамента стратегического консалтинга NAI Becar
На сегодняшний день в России ведут свою деятельность свыше 20 международных гостиничных операторов, управляя более чем 130 объектами. Объем номерного фонда под управлением международного оператора в городах России составляет не более 2% от общего объема предложения (для сравнения, в Москве этот показатель составляет порядка 25%). В ближайшие 5 лет объем предложения номером под управлением международных УК может увеличиться в 3 раза - наибольший потенциал роста предложения у таких крупных городов, как Ростов-на-Дону, Казань, Нижний Новгород и Краснодар.
Эвелина Ишметова, заместитель генерального директора компании RRG
Я считаю, что устанавливать барьеры на пути иностранных гостиничных сетей в Россию - затея неразумная. Можно, конечно, проводить какие-то аналогии с продуктовыми санкциями - моцареллу, например, и у нас научились делать. Но в целом после более чем 15 лет присутствия западных операторов на российском рынке достойного количества отечественных сетей, предлагающих сервис, соответствующий мировым стандартам качества обслуживания, у нас не появилось - при всем уважении к представителям гостиничного бизнеса.
Максим Раевский, член совета директоров девелоперской компании "СтройИнвестТопаз"
Основная проблема российского гостиничного бизнеса - нехватка номерного фонда, которую и призваны ликвидировать новые проекты с международным участием. Еще одна из проблем - непродуманность инвестиционной стратегии. Возьмем пример: небольшой провинциальный город, и в нем решают построить гостиницу. Делается план-проект, его показывают чиновникам, они говорят - нет, нужно сделать более роскошный проект, ведь это наш любимый город, гостиница должна выглядеть очень хорошо. Проект улучшают, и он становится очень дорогим, как и проживание в этой гостинице, которая в итоге стоит почти всегда полупустая. Наполняемости нет, а значит, нет и окупаемости, она растягивается на 15-20 лет. А это уже нельзя назвать инвестицией, это замороженные средства. Нужно очень хорошее финансовое планирование стоимости строительства и наполняемости будущего отеля или гостиницы.
В каких сегментах гостиничного рынка международные операторы развиваются в России наиболее активно, дефицит каких форматов наиболее сильно чувствуется на рынке?
Дэвид Дженкинс
Многие операторы по-прежнему хотят выйти в Россию, но у них нет локального офиса или команды, что препятствует выходу на рынок. Наиболее развитые бренды - это Marriott, Radisson и другие. Сейчас мы видим, как активнее развиваются бренды более бюджетных сегментов, такие как Holiday Inn Express и Moxy, и для брендов такой категории существует огромный потенциал по всей стране, как и для брендов средней ценовой категории, например, Park Inn, Hilton Garden Inn,Hyatt Place и других.
Кристина Кузнецова
В России в целом ощущается нехватка отелей с современными конференц-возможностями. Между тем, MICE-туризм во всех его проявлениях - один из самых финансово емких и перспективных направлений. "Деловое" гостеприимство - это не только высокий средний чек на одного гостя, но и реальное развитие бизнес-коммуникаций, позиционирование России как площадки, где может вестись продуктивное обсуждение мирового уровня. Требования к техническому уровню обеспечения деловых мероприятий растут очень динамично, и здесь многие отели явно не успевают за ходом событий. Реновацию номерного фонда в случае морального устаревания и физического износа провести гораздо проще, что оснастить конференц-зал по последнему слову техники. Например, вскоре мы открываем отель в Новосибирске, который нуждается как минимум еще в десятке гостиниц с аналогичными передовыми конференц-возможностями, которые изначально закладываются в проект.
Анна Данченок
Международные операторы гостиничной недвижимости в России делают ставку на сегмент 4 и 5 "звезд". На сегодняшний день около 50% объектов гостиничной недвижимости под управлением международных операторов соответствуют категории "4 звезды". Менее развит сегмент "3 звезды" - его доля составляет менее 20%. Что касается эконом-сегмента, то здесь мы вообще не наблюдаем присутствия профессиональных международных сетевых управляющих. Здесь же стоит отметить отдельные подсегменты, такие, как, например, мотели, которые имеют перспективы в России, однако пока также не освоены иностранными, да и российскими сетевыми игроками.
Эвелина Ишметова
Нет у нас и переизбытка отелей, работающих под международными брендами - в целом по стране их доля не превышает 20%, и даже в Москве и Петербурге таких гостиниц - не более 50%. То есть говорить о том, что западные сети поглощают российский рынок просто смешно. В то же время, появление даже одного качественного объекта в пределах населенного пункта способно стимулировать развитие локального гостиничного рынка, выводя его на новый уровень: так, недавно открывшийся в Красноярске отель Double Tree by Hilton сегодня уже задает определенные стандарты в своем сегменте, и это плюс.
Максим Раевский
Затрудняюсь ответить.
Какие регионы и города страны сегодня являются главными потенциальными точками роста гостиничного международного рынка?
Дэвид Дженкинс
Рынки всех крупнейших городов по-прежнему нуждаются в брендированных отелях - как зарубежных, так и локальных, ведь это дает гостю возможность выбора.
Кристина Кузнецова
В новых современных отелях однозначно нуждаются города-миллионники, существующие и новые центры экономической активности. Например, почему стоит строить отель в Липецке? Потому что Липецкая область - это особая экономическая зона, куда уже пришли промышленные гиганты из Европы (особенно из Италии) на совместные проекты с Россией с миллионными инвестициями. Но мало создать налоговые каникулы для бизнеса - нужны также условия для жизни и работы конкретных специалистов, проведения рабочих встреч и так далее. Существующая гостинично-конгрессная инфраструктура города явно не соответствует новому статусу ОЭЗ "Липецк".
Анна Данченок
Наибольший потенциал развития имеют региональные города-участники планируемого Чемпионата мира по футболу 2018 года - Ростов-на-Дону, Сочи, Казань и Нижний Новгород. Планируемое увеличение объема номерного фонда в этих городах может составить около 5 тыс. номеров. А в целом мы видим будущее сетевых отелей уровня 3-4 "звезды" не только в городах-миллионниках, но и в городах с числом жителей более 500 тыс. чел. с развитым деловым потенциалом, куда систематически ездят менеджеры среднего звена крупных компаний. Таких городов достаточно много – Томск, Ярославль, Чита, Саратов, Ульяновск и многие другие.
Эвелина Ишметова
В целом почти в каждом российском городе есть незаполненные ниши, или недостаток, как минимум, одной категории отелей. В Москве не хватает трехзвездочных гостиниц, есть дефицит средств размещения и в городах Золотого кольца, курортных локациях, явная нехватка загородных отелей. Нельзя сказать, что в каком-то из российских городов, с точки зрения развития рынка гостиничной недвижимости, "поле белое". Каждую локацию следует рассматривать отдельно.
Максим Раевский
Наиболее подходящие города для таких проектов - те, что привлекают международных бизнес-туристов, где проходят большие конференции и саммиты. Например, Уфа.
http://www.arendator.ru/articles/140352-cherez_ternii_rynka_k_gostinichnym_zvzdam/