Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG отмечает, что единых формул и рекомендаций здесь нет и быть не может, но есть вполне определенные и четкие методики, позволяющие делать расчеты. Очень ценно в этом плане понятие геомаркетинг — это исследования, которые позволяют определить целевую аудиторию в нужной территориальной единице, провести конкурентный анализ, определить наилучшее местоположение нового объекта, дать прогноз оборота, разработать концепцию для существующего или планируемого объекта, оценить наилучшее использование земельного участка и многое другое.
Интересен в этом плане пример сети кофеен Starbucks. В середине 2000-х годов компании пришлось закрыть несколько сотен торговых точек по всему миру — они оказались нерентабельными. Руководители компании, оценив прошлый опыт, отказались от стратегии «больше — лучше» в пользу четкого геомаркетингового подхода к развитию сети.
В 2007 году компания вышла на российский рынок уже с четким планом открытия кофеен. Данный мастер-план был разработан специалистами RRG и учитывал десятки характеристик: от численности жителей каждого дома того или иного городского кластера до местных генераторов трафика — торговых и бизнес-центров, прочих объектов. В результате компании удалось продемонстрировать отличные темпы развития в России.
В принципе, геомаркетинговые исследования имеют общие подходы в методологии, но каждый проект все равно является уникальным, ведь каждая локация может иметь свои особенности, которые своими силами учесть практически нереально. Именно поэтому крупные розничные сети обычно заказывают геомаркетинговые услуги у сторонних консультантов.
Елена Земцова, управляющий партнер компании Delta estate уточняет — при подборе места, для размещения магазина, кофейни и бара нужно учитывать целый набор факторов, такие как транспортный и пешеходный трафик, окружающая инфраструктура, конкурентная составляющая, видимость самого помещения с проезжей части, прилегающая территория, близость к метро и автобусным остановкам.
Однако для каждого вида деятельности и его сегмента, существуют свои особенности. При подборе местоположения необходимо, помимо прочих факторов, учитывать формат и концепцию предприятия. Например, оптимальным вариантом для размещения ресторана премиум-класса считается исторический центр, семейные рестораны можно размещать и в спальных районах, где большое количество новостроек.
Удачным местоположением для ресторанов быстрого питания станут торговые и бизнес-центры, а также самые проходные места вблизи метро и образовательных учреждений. Помимо местоположения, при размещении ресторана/кафе/бара, необходимо учитывать электрическую мощность и площадь этого помещения, так как довольно часто встречаются случаи, когда площадь помещения позволяет разместить в нем хороший ресторан, однако мощности хватает лишь на один холодильник. В этом случае о производстве полного цикла не может быть речи.
Если говорить о магазинах, то продуктовые магазины и супермаркеты могут располагаться абсолютно в любом районе и на любой удаленности от метро. Здесь самым важным условием считается конкурентное окружение. Размещение в одном доме двух-трех продуктовых магазинов совершенно не целесообразно, окупаемость будет нулевая.
Светлана Богданова, владелица магазина винтажных и дизайнерских украшений 20/80рассказывает: когда мы выбирали место для магазина, мы рассуждали так. Наш товар — коллекционная, винтажная, антикварная и дизайнерская бижутерия, — для достаточно узкого круга любителей и ценителей. Поработав на блошиных рынках, ярмарках и прочих мероприятиях уличной торговли, мы пришли к выводу, что для нас неэффективно объяснять каждому прохожему, почему эта брошь стоит столько-то, когда это не золото, а бижутерный сплав. Чтобы понять, чем так привлекательны коллекционные украшения, нужно быть в теме. Именно поэтому мы открыли магазин в достаточно тихом месте, но в центре Москвы — на территории БЦ Юсупов двор. К нам приезжают любители со всей столицы. Однако мы находимся несколько в стороне от больших толп и проходных улиц. Для нас — маленького семейного бизнеса — это вопрос эффективности.
Свой краткий список характеристик идеального места для заведения общепита составилАлександр Ендовин, совладелец ООО Ze Bir (управляет бельгийской пивной «0.33»):
- центр города
- нежилое здание
- не памятник архитектуры
- 1-й этаж
- свободный отдельный вход
- наличие дополнительного (разгрузочного) входа
- возможность устройства летней веранды
- на границе офисных и жилых кварталов
- в месте хорошим пешеходным траффиком
- с возможностью добраться на машине и запарковать ее
- в пешей доступности (1-3 мин.) от станции метрополитена.
Shopolog.ru от 23.09.2015 г.,
http://www.shopolog.ru/metodichka/franchayzing/kak-pravil-no-vybrat-mesto-dlya-kafe-kofeyni-restorana-bara/