13-14 октября в Москве пройдет VII Ежегодная Биржа коммерческих площадей «Аренда» — масштабное мероприятие, посвященное арендным отношениям. Главной темой дня обсуждения игроки офисного рынка считают катастрофическое падение спроса на коммерческие площади, а игроки торгового сегмента — кардинальное изменение структуры спроса.
«Аренда 2015» (ранее это мероприятие было известно под названием «КомАр»), которая на два дня получит «прописку» в ЦВК «Экспоцентр» — это место встречи профессионалов рынка коммерческой недвижимости и их потенциальных клиентов. И сложно сказать, что для участников Биржи важнее — найти новых арендаторов и новых бизнес-партнеров, воспринять новые концепции и идеи или послушать мнения коллег о ситуации сегодняшнего дня и вариантах выхода из нее.
Андрей Ковалев
собственник ГК «ЭКООФИС»
«Центральная проблема офисного рынка понятна — падение спроса: сегодня встречаются объекты с уровнем вакантных площадей 90-95% — для верхнего ценового сегмента такие цифры не редкость. И это совершенно не удивляет. Еще в 2014-м, с началом охлаждения отношений между Россией и Западом, зарубежные компании начали уходить с рынка, сокращать присутствие или приостанавливать планы на развитие в России. Заметно и сокращение, уже по экономическим причинам, числа российских компаний, формирующих потенциальный спрос на офисные помещения. Некоторые категории арендаторов, особенно сильно ощутившие на себе негативное влияние кризиса, практически не формируют спрос: это, в первую очередь, туристические компании, компании-импортеры и компании-аутсорсеры (юридические, консалтинговые, бухгалтерские фирмы). Те местные игроки, кто остается на плаву, нацелены на оптимизацию любых расходов — «под нож» попадают и расходы на аренду офиса. Как следствие, в первые месяцы 2015 года на рынке отмечалась активная ротация арендаторов, в некоторые моменты она достигала 25-30%. Кризисная ситуация на офисном рынке настолько остра, что одной только ценовой лояльности уже недостаточно, чтобы «спасти» проект с высоким уровнем вакантных помещений или удержать арендаторов на объекте. Сам по себе демпинг результатов может и не принести: борьба за арендатора смещается в сервисную плоскость. По сути, выживание офисным проектам в сложившихся условиях может обеспечить только профессиональная работа управляющей компании, мгновенно и гибко реагирующей на все изменения рыночной конъюнктуры. Потенциальных арендаторов на рынке гораздо меньше, чем пустующих площадей. И задача обеспечения офисному объекту хорошей заполняемости — сложная, на грани проявления высочайших деловых и творческих качеств».
Деловая программа «Аренды-2015» будет включать в себя различные дискуссии по социологии и урбанистике, круглые столы, связанные с потребительским рынком и мультиканальным маркетингом, а также специализированный форум по торговой недвижимости, на котором выступят руководители самых быстроразвивающихся компаний и самых авторитетных консалтинговых структур.
Денис Колокольников
председатель совета директоров компании RRG
«Ключевой проблемой рынка аренды торговой недвижимости сегодня можно назвать изменение структуры потребления: сокращение реальных доходов населения, инфляционные опасения и неопределенность в целом вынуждают людей тратить меньше. Как следствие, снижаются обороты ритейлеров, возможностей для развития у них становится меньше — соответственно, спрос на качественные торговые площади падает. Собственники вынуждены идти на пересмотр арендных условий — наступило время новых принципов ценообразования. И участникам рынка есть смысл обсуждать, на мой взгляд, именно это – новые правила сотрудничества владельцев торговых площадей и арендаторов. Хотя некоторые принципы уже активно формируются: например, происходит массовый переход на расчет арендной ставки от процента с оборота. Но простор для совместного «творчества» — то есть, для выработки эффективных путей взаимодействия, пока, безусловно, есть».
Валерия Мозганова,
Bfm.ru от 29.09.2015 г.,
http://www.bfm.ru/news/304010