Очевидно, кризис негативным образом сказался на планах каждого из нас, и ни девелоперы, ни ритейлеры здесь не исключение. На фоне ухудшения экономического климата в стране люди стали меньше тратить, обороты ритейлеров снизились, возможностей и стимулов для развития у них стало меньше — соответственно, и девелоперы не торопятся строить и начинать новые проекты. Своими наблюдениями о происходящем на рынке торговой недвижимости и ритейла России и Казахстана с Retailer.kz поделился Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG.
В Москве, к примеру, на 2015 год изначально был заявлен ввод примерно 1,2 млн качественных торговых метров, по факту, я думаю, по итогам года максимальный показатель составит не более 600 тыс. кв.м.
В целом сейчас есть одна общая ярко выраженная тенденция — оптимизировать все, что только можно: закрывать малоэффективные магазины, экономить на открытии новых, пересматривать концепции проектов строительства ТЦ и так далее.
Нельзя сказать, что рынок «умер» — это совсем не так. Но осторожность возросла, аппетиты поумерили и девелоперы, и ритейлеры. Все считают деньги — каждый проект должен быть экономически целесообразным, каждый новый магазин — доходным. И потому, кстати, возросла востребованность профессиональных консалтинговых услуг, математически обоснованных рекомендаций по размещению и параметрам торговых объектов. Более того, арендаторы сегодня требуют и прогноза по оборотам — причем рассчитанного с применением геомаркетинговых и других «умных» инструментов.
Если говорить, о рынке торговой недвижимости Казахстана, то развитие идет достаточно активно — в противовес рынкам ряда других стран СНГ, особенно среднеазиатских (например, Таджикистана, который в этом плане является абсолютным аутсайдером). Более того, отдельные торговые проекты Казахстана могут не только конкурировать с российскими аналогами, но и даже превосходить их с точки зрения качества концепции. Перспективы для инвесторов здесь есть, хотя в целом казахстанский рынок коммерческой недвижимости не входит в число наименее насыщенных проектами, в отличие, например, от той же Белоруссии, где есть немалый потенциал для развития коммерческого девелопмента.
На фоне продолжающегося падения платежеспособного спроса, какие ТЦ востребованы у арендаторов сегодня?
Традиционно, востребованы «динозавры» рынка торговой недвижимости — в Москве это «Европейский», «Атриум», «МЕГИ» и прочие ТЦ, давно и успешно работающие. В них и уровень вакансии почти нулевой. Вообще сегодня большинство арендаторов предпочитают действующие ТЦ вновь открывшимся, и это понятно: когда практически во всех торговых центрах ставка рассчитывается от процента с оборота, нет смысла выбирать новые объекты, в которых до кризиса фиксированные ставки были традиционно ниже, чем в «старых» ТЦ.
Кроме того, арендаторы выбирают объекты с сильным «якорем» — обычно это супер- или гипермаркет FMCG, способный генерировать существенный объем покупательского траффика. На привлекательность ТЦ для арендаторов также сильно влияет наличие неторговой составляющей — люди сегодня приходят в торговые центры, чтобы не только и не столько покупать, а с целью отдыха. Им нужны развлечения, и чем больший их выбор может предложить ТЦ, тем лучше.
Алия Серикпаева,
Retailer.kz от 17.11.2015 г.,
http://retailer.kz/2015/11/ostorozhnost-vozrosla-appetity-poumerili-i-developery-i-ritejlery/