Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

На ускоренном питании

26.11.2015

Россияне больше других европейцев питаются в палатках на улице, на фудкортах в торговых центрах и куда реже — в полноценных ресторанах, заявили специалисты международной исследовательской компании Nielsen. Из всех заведений общепита граждане РФ чаще всего посещают фудкорты в ТЦ. На втором месте по посещаемости рестораны быстрого питания, а на третьем — бары и закусочные (24%). Причины изменения потребительских привычек обсудили наши эксперты.

Как вы оцениваете темпы развития известных сетей быстрого питания в 2015 году, а также дальнейшие перспективы их роста?

Елена Ключарова,консультант отдела исследований рынка CBRE

Достаточно сложная экономическая ситуация, которая, так или иначе, затронула все сферы рынка ритейла, не могла не сказаться на темпах развития и оборотах сетей быстрого питания в 2015 году. Помимо ослабления рубля и снижения потребительской активности в целом, достаточно неблагоприятное влияние оказал также ввод экономических санкций, который выразился в запрете ввоза продуктовой розницы из ряда стран, что также осложнило развитие некоторых розничных операторов. Однако стоит отметить, что этот розничный сегмент пострадал все же в меньшей степени по сравнению с другими. Во многом это связано со сравнительно низкой конечной стоимостью продукции, что, в условиях снижения реальных располагаемых доходов россиян, благотворно влияет на спрос и итоговую выручку ритейлеров. Несмотря на то, что по ряду причин ряд ритейлеров приостановили развитие и сократили количество торговых точек в этом году (Carl’s Jr, Dunkin' Donuts, Шоколадница). Крупные сетевые игроки продолжают активно развиваться на рынке, открывая новые точки в Москве и регионах (например, McDonald’s, KFC, Krispy Kreme). Полны оптимизма и федеральныесетибыстрого питания, которые появились на рынке сравнительно недавно, например Воккер и Hesburger. Аналогичный тренд сохранится и в ближайшие 1,5-2 года: интерес потребителей к заведениям более высоких ценовых сегментов начнет постепенно возвращаться по мере роста уровня доходов и улучшения макроэкономической ситуации.

Татьяна Мальянова,начальник отдела арендыторговых центровкомпании JLL

Кризис не придал импульс, но все же, скорее, несколько притормозил развитие новых концепций фастфуда на рынке, однако и без того эта тенденция значительно набрала обороты в 2015 году. Сейчас профессиональныйторговый центрсуперрегионального формата предполагает обязательное наличие 12-17 различных концепций фуд-корта, и основной фокус сейчас делается на авторскую, этническую, аутентичную кухню. Также высоко ценится и пользуется спросом фастфуд с тенденцией к здоровому питанию из качественных продуктов и интересной подачей и сервисом.

Юлия Соколова,директор по сдаче в арендуторговых центровKnight Frank

В ресторанах в кризисные годы всегда падает поток посетителей, люди предпочитают питаться в более бюджетных заведениях. Именно по этой причине покупатели выбирают фастфуд. Такие операторы как, например, McDonald’s, в кризис даже увеличивают обороты. 

Эвелина Ишметова,заместитель генерального директора компании RRG

Вследствие более интенсивного развития формата профессиональных ТРЦ в последние годы, именно в них фастфуд был основоположником общественного питания. Стоит также учитывать общую скудность нашего street-retail по сравнению с той же Европой, а именно street чаще всего вмещает в себя рестораны полного цикла. Именно поэтому основные тенденции на рынке задают ТРЦ

Татьяна Дивина,старший директор отдела исследований Cushman & Wakefield

Именно в кризис формат быстрого питания создаёт значительную конкуренцию кафе и ресторанам. В такой периодсетибыстрого питания развиваются, а владельцы кафе и ресторанов более высокого сегмента разрабатывают концепции недорогих сетей. Как показывает ежеквартальный мониторинг нескольких ТЦ Москвы, включающий количество человек на фудкорте, количество посетителей, например, McDonald’s в этих ТЦ оставалось неизменным в течение всего прошедшего года, что говорит об устойчивой популярности у потребителей.

Дина Постоленко,заместитель директора департаментаторговой недвижимостиColliers International Россия

Предприятия общественного питания даже в условиях текущей экономической ситуации продолжают пользоваться спросом у населения. Востребованность демократичного общепита объясняется не только относительной доступностью цен, но также сказывается и быстрый ритм жизни населения мегаполисов. В крупных городах фуд-корты в торговых центрах служат для целей быстрого перекуса, в то время как рестораны скорее носят характер целевого и запланированного посещения "по случаю".

Как сильно сейчас меняется состав фудкортов в столичных ТРЦ?

Елена Ключарова

Сегодня фудкорт вторговом центреявляется одним из наиболее эффективных способов выделиться среди других игроков рынка, это является, своего рода, весомым конкурентным преимуществом. В этой связи девелоперыторговых центровстараются укреплять этот сегмент, предоставляя площади новым международным игрокам или игрокам с оригинальной концепцией на достаточно привлекательных коммерческих условиях. В то же время достаточно активны небольшие локальныесети. Например, в недавно введенном ТРЦ Columbus зафиксирована практически 100% заполняемость фудкорта, при этом приблизительно 10-15% арендаторов - это региональные или частные ритейлеры. Так, например, в ближайшее время девелопер IKEA в своих проектах планирует сделать ставку по привлечению новых покупателей за счет открытия обновленных фудкортов с увеличенным количеством новых арендаторов различных ценовых сегментов, в том числе несетевых. Российский рынок по-прежнему интересен новым международным игрокам: только в этом году в столичных и региональных торговых центрах открылись первые заведения таких операторов, как La Croissanterie, Maccheroni, OLIVA, Popbar. Кроме того, появилась тенденция перехода ресторанных форматов из более привычного стрит-ритейла вторговые центры. Прежде всего, это связано с возможностью договориться об аренде на более выгодных коммерческих условиях. Среди наиболее значимых открытий за последнее время стоит отметить открытие ресторанов Nobu в ТРЦ Vegas Crocus City, Jamie's Italian в ТГ "Модный сезон" и Shake Shack в ТРЦ "Авиапарк".

Татьяна Мальянова

В настоящее время происходит трансформация форматов, то есть, многие уже давно работающие на рынке рестораторы, а также новые игроки переходят от формата полноценного ресторана к фастфуд-концепциям. Кроме того, сейчас широкое распространение имеет тренд по увеличению ресторанной составляющей в рамкахторговых центров. Даже появился новый термин – eatainment, означающий сочетание еды и развлечений. В настоящее время для современного потребителя процесс принятия пищи становится еще и определенным способ получения новых впечатлений и эмоций, поэтому искушенный клиент так ценит нововведения в этой сфере.

Юлия Соколова

Фудкорты в торговых центрах в настоящий момент действительно расширяются и становятся более разнообразными. Их площадь существенно увеличилась по сравнению с торговыми центрами, открывшимися несколько лет назад. ТРЦ сегодня не просто место шопинга, но и место проведения досуга, который невозможен без ресторанов быстрого питания. Появляются новые концепции, например, Saj&Falafel, Mr. Falafel, Стейкбери, "Ай да горшочек", Калимера, Doodles и др. Более того, новые торговые комплексы открываются с большим уровнем вакансии, но при этом с практически полностью заполненным фудкортом, так как есть спрос со стороны арендаторов. Собственникиторговых центровзаинтересованы в том, чтобы предоставить покупателям качественный выбор.

Эвелина Ишметова

В ТРЦ уже несколько лет назад стала заметна тенденция появления полноценных ресторанных концепций с закрытым или открытым двориком.

Татьяна Дивина

Формат фудкорта в ТЦ всегда остаётся популярным. Список операторов фудкортов ограничен общеизвестными брендами, поэтому зоны фудкортов скорее меняются концептуально в смысле необычного дизайна и расположения в рамках ТЦ (например, концептуальная зона фудкорта в ТЦ Кунцево-Плаза), чем приходом новых операторов.

Дина Постоленко

В менее крупных, региональных городах общепит в формате ресторанов менее развит – сетевых качественных концепций существенно меньше, поскольку уровень доходов населения ниже. Поэтому популярность фуд-кортов в регионах объясняется разнообразием кухонь и концепций, предлагаемых в одном месте. Востребованность фуд-кортов подтверждают и данные о росте товарооборота арендаторов: в текущем году по сравнению с 2014 годом прирост составил более 20%. В текущий кризис и кризис 2008 года тенденции массового ухода международных сетей общепита с российского рынка либо закрытия локальных игроков не наблюдается. Уход в 2015 году нескольких международных сетей из России (например, Pinkberry, Wendy’s) связан с компаниями-франчайзерами и принятой ими стратегией по оптимизации бизнеса.

Какие новые форматы общепита появились на рынке в текущем году?

Елена Ключарова

Ежегодно на российском рынке появляется по 7-10 оригинальных концепций. Наиболее значимыми событиями этого года стало активное развитие формата фалафельных, хумусных, концептуальных заведений паназиатской и восточной еды по доступным ценам (Lao Lee, Вай мэ!), пельменных и вареничных (#Пропельмени, "Укроп"). Активному развитию розничного street food также способствуют регулярно проводимые фестивали еды, где зачастую, бывают представлены оригинальные концепции, которые в последствии начинают активно развиваться. Из оригинальных концепций стоит отметить новый виток развития формата Food Truck и появление вендинговых автоматов по продаже японской еды в переходах метро и на железнодорожных станциях.

Татьяна Мальянова

Многие операторы, которые раньше были представлены в формате "вагончиков" или "лавочек" на фуд-фестивалях, начинают переходить в пространствоторгового центра, где составляют конкуренцию давно зарекомендовавшим себя и привычным для потребителей операторам. Также, как я уже говорила выше, фокус смещается в сторону здорового питания, аутентичной кухни и интересного сервиса.

Юлия Соколова

Хотелось бы отметить, что в последнее время на улицах города ритейл становится более цивилизованным, происходит процесс замещения индивидуальных предпринимателей сетевыми операторами фастфуда. Например, в переходах метро предполагается разместить сетевой ритейл. Хотя еще год назад (а во многих переходах столичной подземки они есть и по сей день) там находились одни ИП. Схожая картина складывается и на вокзалах, где постепенно ИП заменяются качественными брендами.

Эвелина Ишметова

Мы наблюдаем движение в сторону совмещения концепций, например, книжный магазин и кафе. Активно развиваются "Воккер" и GlowSubs. Очень много возникает "хипстерских" концепций, но они в основном не в ТРЦ и часто несетевые.

Татьяна Дивина

К основным трендам прошедшего года можно отнести развитие точек общепита в прикассовой зоне гипермаркетов и супермаркетов, которые потенциально могут стать конкурентами фудкортов.

Дина Постоленко

Рынок сетевого общепита продолжает активно развиваться. В 2015 году свои первые точки в России открыли Maccheroni,Oliva, The Bagle Bar, Green King Pub. Продолжают открывать новые концептуальные рестораны отечественные компании: Ginza Project, Novikov Group и другие. Большим спросом среди операторов общественного питания пользуются помещения вдоль новых пешеходных улиц в Москве. Крупнейшие игроки рынка фаст-фуда, как "Теремок" и Burger King, активно открывают точки за пределами фуд-кортов (рестораны в стрит ритейле). Постепенно на российском рынке появляются и новые отечественные стартапы, предлагающие концептуальные заведения в новых форматах (грузинские бургеры, воккер, шавермы и т.д.). Данные концепты открываются в форматах фуд-трака или небольших киосков с продажей еды "на вынос" либо посадочной зоной на несколько столиков. Располагаются такие точки общепита, как правило, в оживленных местах с хорошим трафиком, например, в городских парках, на пешеходных улицах или убизнес-центров. К числу новых тенденций в общепите также можно отнести появление небольших точек питания в торговых залах гипермаркетов ("Карусель", "Быстроном"), в которых можно купить, например, кофе, а также собственную выпечку и кулинарию.

Сергей Михайлов,

Arendator.ru от 26.11.2015 г.,

http://www.arendator.ru/articles/144354-na_uskorennom_pitanii/

RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты