Какие проекты жилые, коммерческие сегодня востребованы в столичных городах?
Дмитрий Пантелеймонов, директор департамента маркетинга и продаж ГК «Лидер Групп»:
Востребовано достойное качество по доступной цене. В остальном можно выделить несколько факторов, влияющих на привлекательность ЖК: - Качество и динамика строительства — монолит выигрывает, быстрая стройка — лучше медленной;
- Особенности месторасположения. Важно все: линия расположения, близость к остановкам общественного транспорта, инфраструктуре, местам приложения труда, лесу и так далее. - Инфраструктура. Излишняя инфраструктура жителям комплексов эконом- и комфорт-класса не нужна, но достаточная — обязательно. Важно наличие всего, что нужно для повседневной жизни (магазинов, служб быта, спортивных и детских площадок, социальной инфраструктуры), в пределах шаговой доступности.
- Выбор инструментов приобретения жилья. Обязательно — ипотека с господдержкой и без. Преимущество — рассрочка с разными сроками погашения, «военная» ипотека, возможность покупки с использованием субсидии на улучшение жилищных условий и так далее.
Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG:
В 2015 году востребованность коммерческой недвижимости во всех сегментах рынка продолжила снижаться преимущественно из-за негативного влияния внешних факторов. Это, прежде всего, экономический спад в стране на фоне падения цен на нефть, санкции, введенные ЕС и США в отношении России, контрсанкции, политическая неопределенность. Если говорить о форматах, которые в наименьше степени пострадали от кризиса, это: магазины формата “дисконт”, продуктовый ритейл, районные ТЦ; склады built-to-suit, то есть построенные под конкретного арендатора/покупателя; офисы, другие объекты в исторических центрах крупных городов. Вне вредного воздействия кризиса также «динозавры» рынка торговой недвижимости — в Москве это «Европейский», «Атриум», «МЕГИ» и прочие ТЦ, давно и успешно работающие. В них уровень вакансии почти нулевой. Вообще сегодня большинство арендаторов предпочитают действующие ТЦ вновь открывшимся, и это понятно: когда практически во всех торговых центрах ставка рассчитывается от процента с оборота, нет смысла выбирать новые объекты, в которых до кризиса фиксированные ставки были традиционно ниже, чем в «старых» ТЦ.
Алексей Щербатых,
Bpn.ru от 29.12.2015 г.,
http://bpn.ru/publications/kakie-zhilye-i-kommercheskie-proekty-interesny-stolicam/