Снижение покупательской активности и перераспределение потребительских предпочтений в связи с ухудшением экономической ситуации в России отразилось практически на всех сегментах рынка торговли. Однако для аутлетов текущий кризис стал определяющим — россиянам наконец-то понравился этот формат в отечественном исполнении.
Спрос на подъеме
К настоящему моменту в России действует четыре аутлет-центра — три в Москве («Outlet Village Белая Дача», Vnukovo Outlet Village и Fashion House) и один в Санкт-Петербурге (Outlet Village Pulkovo). Принадлежат они двум девелоперам — компаниям Hines и Fashion House Group. Торговая площадь аутлетов составляет 30–40 тыс. кв. м, что позволяет вместить 100–150 магазинов. Основная доля арендаторов приходится на сегмент «одежда и обувь». В аутлетах также представлены аксессуары, ювелирные изделия, товары для детей и спорта. Аутсайдеры формата — сегменты «товары для дома» и «косметика».
«Уменьшение числа российских туристов, выезжающих в Европу с целью шопинга, а также рост цен на товары сегмента fashion заставили покупателей пересмотреть свои предпочтения, — рассказывает Анна Никандрова, региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers International в России. — Несмотря на то что первый в России аутлет появился еще в 2012 г., именно текущая кризисная ситуация в экономике стала определяющим фактором роста популярности формата».
По оценкам Colliers International в России, за последний год посещаемость московских аутлетов увеличилась на 30–40%. Это подтверждает Брендон О`Рейли, управляющий директор Fashion House Group, по его словам, выручка арендаторов аутлетов возросла до 40%.
Высоким спросом пользуются магазины обуви, поскольку именно в этом сегменте в 2015 г. был отмечен наибольший прирост цен. Хорошо себя чувствует профиль «детские товары» — на детях наши соотечественники начинают экономить в последнюю очередь.
На протяжении 2014–2015 гг. в аутлетах успешно развиваются бренды сегментов премиум и средний+. По оценкам Colliers International в России, тенденция сохранится и в ближайшей перспективе.
Вакантность в столичных дискаунтерах стремительно снижается, девелоперы приступили к изначально запланированному расширению проектов. Например, в конце 2014 г. открылась вторая очередь «Outlet Village Белая Дача», осенью 2015-го площади увеличил Vnukovo Outlet Village, началось строительство второй очереди Fashion House в Москве.
Договоримся!
«Аутлет — это канал ликвидации остатков, — рассказывает Б. О`Рейли. — И как раз в сложные времена премиум-бренды сдают намного больше остатков своих коллекций со скидками от 30 до 70%. Ритейлеров устраивает минимальная наценка, поскольку им нужен оборот, чтобы инвестировать в топовые коллекции».
Каждый оператор определяет границы дисконта исходя из особенностей деятельности. «В российских аутлетах минимальный дисконт составляет примерно 30%, но при этом изначально цены на товары на 60–80% выше, чем в той же Италии или Германии», — предупреждает Эвелина Ишметова, заместитель генерального директора компании RRG.
Формат аутлета подразумевает: ритейлеры предлагают покупателям вещи со значительной скидкой за счет сниженных арендных расходов. В кризис они стали еще более приемлемыми. Основная корректировка цен произошла еще в конце 2014 — начале 2015 г. За текущий год ставки аренды сильно не изменились.
Как и в классических магазинах, в аутлетах полным ходом идет оптимизация бизнеса. Главные статьи расходов, которые сокращают ритейлеры, — рекламный бюджет и затраты на персонал. Кроме того, закрываются нерентабельные магазины и точки, где не прогнозируется рост выручки.
«В столь сложное время все стараются договориться о комфортном существовании, — говорит Анна Хлызова, директор по развитию отдела торговых помещений CBRE. — Вариантов сотрудничества с ритейлерами огромное количество — от рублевых ставок до пошаговых изменений условий аренды. Сейчас все индивидуально».
Екатерина Камазинская,
журнал "Недвижимость и Цены" - №4(669)/25-31 января 2016 г., стр. 95