«Развитая сфера услуг, в том числе и гостиничный бизнес, — показатель экономического развития всей страны. Наша страна никогда не лидировала в этой сфере, а экономические трудности могут отрицательно сказаться на динамике роста. Так ли это?»
«Москва, конечно, не туристическая мекка, но привлекательна и для иностранцев, и для россиян. Эвелина Ишметова, заместитель генерального директора компании RRG, обращает внимание, что Москва всё-таки является центром бизнес-туризма: «В среднем около 70 – 80% загрузки номерного фонда московских гостиниц обеспечивает деловой туризм, и только 20 – 30% приходится на отдыхающих». Это хорошо видно по сезонной загрузке московских отелей: пик её выпадает на деловые сезоны: апрель – июнь и сентябрь – ноябрь. Несезон длится с середины декабря до середины января, а также летом с июля по август. Кроме того, в будни загруженность отелей выше, чем в выходные. А раз есть туристический интерес, то и спрос на гостиницы тоже должен быть. И он есть, причём далёк от удовлетворения. Ситуацию комментирует Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL: «На сегодняшний день общий номерной фонд средств размещения в Москве, включая хостелы и гостевые дома, составляет порядка 50 тысяч номеров. Из них менее половины, около 22,5 тысяч, составляют гостиницы современного стандарта разного уровня: 40% — люкс, верхний предел высокого сегмента и высокий сегмент; 40% — верхний предел среднего и средний ценовой сегмент; и только 20% — сегмент эконом. Всё остальное относится к морально устаревшему номерному фонду, не соответствующему требованиям сегодняшних путешественников». Это количество гостиничных номеров крайне мало для Москвы, которая отстает по показателю обеспеченности номерами на 1000 жителей от Праги, Рима, Парижа, Берлина, Вены, Брюсселя, Лондона, Мадрида и т. д. Как отмечает Эвелина Ишметова, по данным Cushman & Wakefield, во втором квартале 2015 года 1000 москвичей была обеспечена лишь 3,9 гостиничными номерами. Если рассматривать эту обеспеченность качественными номерами, то она ниже ещё в три раза, то есть равна 1,3 номеров на 1000 жителей нашей столицы. В Европе и Америке подобный показатель составляет 14 номеров на 1000 жителей, а в столицах, то есть именно в случаях сопоставимых с Москвой, эта цифра может доходить до 20. Таким образом, в городе существует значительный потенциал для развития гостиничного сегмента. Однако кризис может внести свои коррективы в данный вопрос. Прежде всего, московские гостиницы востребованы бизнес-туристами, причём значимая доля спроса формируется иностранными клиентами. Эвелина Ишметова отмечает: «Особенно высока доля спроса со стороны зарубежных гостей в брендированных гостиницах. В отелях уровня люкс 75 – 85% постояльцев составляют иностранцы, в отелях среднего уровня доля иностранцев находится на уровне 40 – 55%. Кроме того, около половины спроса обеспечивают корпоративные клиенты. Но в связи с ухудшением экономической ситуации в России со второго квартала 2014 года наблюдается отток иностранных клиентов и снижение спроса на корпоративные бронирования. По данным экспертов рынка, снижение бронирования из Европы и США составило в конце 2014 года около 10%». Однако спрос зависит не только от деловой активности. Он также коррелируется девальвацией национальной валюты, которая, наоборот, сделала московские отели более доступными для иностранцев. А вот внутрероссийские туристы весьма чувствительны к цене. Но здесь срабатывает тот фактор, что для многих с нынешним курсом рубля по отношению к доллару и евро поездки за рубеж стали совсем не по карману: уровень выездного туризма в нашей стране явно падает. В результате растёт спрос на российские гостиницы, особенно столичные, но с невысоким бюджетом. Этот же фонд интересен бюджетным туристам из Китая, Кореи и Вьетнама. Кроме того, именно бюджетные гостиницы будут самыми востребованными во время будущего Чемпионата мира по футболу в 2018 году. В итоге, как отмечает Татьяна Веллер, спрос на гостиницы в низких ценовых сегментах есть и продолжает расти внушительными темпами, как никогда ранее. Елена Лысенкова, директор по маркетингу «Галс-Девелопмент», добавляет: «В условиях роста курсов валют российские туристы переориентировались на отдых в регионах, что открывает новые перспективы развития индустрии внутреннего туризма. Также эти перспективы связаны с проведением Чемпионата мира по футболу. В результате собственники гостиничных комплексов, которые ранее не развивали и замораживали свои проекты, взяли на себя обязательства по подготовке объектов к чемпионату и активно инвестируют в их развитие». Итак, перспективы у гостиничного бизнеса есть, это чувствуют инвесторы и вкладывают деньги в строительство новых отелей и реновацию старых. Например, в результате комплексной реконструкции стадиона «Динамо» будет построен пятизвёздочный отель Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park, у строящегося стадиона ЦСКА на улице Песчаная реализуется проект небольшой гостиницы на 50 мест, ориентированной на футбольные команды и болельщиков. Возобновлено строительство пятизвёздочного отеля на 1-й Тверской-Ямской, строительство менее пафосной гостиницы на 300 – 400 номеров в рамках реорганизации промзоны «Улица Правды», а также ряда других объектов. По данным компании JLL, на 2016 год в Москве заявлено к открытию чуть более двух тысяч брендированных номеров, в основном относящихся к среднему ценовому сегменту. Олег Жуков, генеральный директор строительной компании RD Construction, обращает внимание, что в основном инвесторы заинтересованы в гостиничных объектах средней ценовой категории в локации до ТТК. Внимание привлекают к себе и старый гостиничный фонд столицы, который постепенно перестраивается и обновляется. Однако реновируют лишь здания, расположенные в действительно качественной локации, а также если речь идёт об известном на рынке объекте или говорящем адресе. Главное преимущество такого подхода заключается в том, что он позволяет достаточно быстро вывести объект на рынок. Олег Жуков отмечает, что реновация выгодна лишь в случае, когда есть возможность привести конструктив здания в соответствие с требованиям международных операторов. Обычно при этом увеличивается и сама площадь здания.»
«Например, в Москве начата реновация отеля «Белград» международной сетью AZIMUT Hotel. В результате номерной фонд будет увеличен до 474 номеров различных категорий, само здание будет соответствовать инновационной концепции SMART и международным стандартам сети AZIMUT Hotels. Обновленная гостиница заработает в 2017 году и будет называться AZIMUT Moscow Smolenskaya Hotel. Реновация позволит сохранить внешний вид здания максимально близким к изначальному проекту, что немаловажно в данной локации. Сергей Труханов, руководитель архитектурной студии T+T Achitects, отмечает, что отель «Белград» входил в состав важного градостроительного ансамбля из двух зданий-близнецов, расположенных напротив друг друга, — гостиниц «Белград» и «Золотое кольцо». Учитывая это обстоятельство, новый отель внешне кардинально не изменится, а вот внутренняя «начинка» будет преобразована полностью. Одним словом, гостиничный бизнес в кризис держится на плаву и планирует успешно плавать и в дальнейшем.»
«Например, в Москве начата реновация отеля «Белград» международной сетью AZIMUT Hotel. В результате номерной фонд будет увеличен до 474 номеров различных категорий, само здание будет соответствовать инновационной концепции SMART и международным стандартам сети AZIMUT Hotels. Обновленная гостиница заработает в 2017 году и будет называться AZIMUT Moscow Smolenskaya Hotel. Реновация позволит сохранить внешний вид здания максимально близким к изначальному проекту, что немаловажно в данной локации. Сергей Труханов, руководитель архитектурной студии T+T Achitects, отмечает, что отель «Белград» входил в состав важного градостроительного ансамбля из двух зданий-близнецов, расположенных напротив друг друга, — гостиниц «Белград» и «Золотое кольцо». Учитывая это обстоятельство, новый отель внешне кардинально не изменится, а вот внутренняя «начинка» будет преобразована полностью. Одним словом, гостиничный бизнес в кризис держится на плаву и планирует успешно плавать и в дальнейшем.»