Экономический масштаб страны логично измерять количеством занятых в экономике людей. В Китае работающее население составляет 770,4 млн человек – больше, чем в любой другой стране мира (для сравнения: в России, по данным Росстата на январь 2016 года, работали 75,8 млн человек). Средний класс в Китае – это 19% занятого населения, то есть его представителями можно считать более 146 млн китайцев – цифра, сопоставимая с населением России. Сколько зарабатывают и на что тратят деньги все эти люди – этому посвящен обзор Bloomberg.
- Согласно Goldman Sachs и Национальному бюро статистики Китая, представители среднего класса зарабатывают приблизительно $11,7 тысячи в год. Это почти в шесть раз больше дохода работников, живущих в сельской местности, – они получают $2000 за год.
- Средний китаец тратит в день порядка $7 – в 14 раз меньше, чем средний американец ($97). Половину личных расходов составляют еда и одежда, 9,2% – развлечения, спорт, видеоигры и питание вне дома. Для сравнения: по оценкам компании RRG, в 2015 году 45% личных расходов жителей Москвы составили еда и одежда, 13% – спортивные товары, общественное питание и развлечения.
- Большую покупательную способность среди китайских семей имеют небольшие домашние хозяйства и одиночки. Из-за политики «Одна семья – один ребенок» китайские семьи сильно «обмельчали», а гендерные пропорции населения страны перекосились: сейчас в Китае проживает на 33 млн мужчин больше, чем женщин, пишет Bloomberg.
- Паспорт, позволяющий выехать за границу, имеют только 4% китайцев. Эти 4%, отправляясь в отпуск, оставляют за границей порядка $200 млрд ежегодно, и здесь китайцы – абсолютные лидеры среди представителей остальных стран. Согласно прошлогоднему исследованию Visa, в котором принимали участие более 13 тысяч совершеннолетних путешественников, в среднем за одну поездку китаец тратит почти $4,8 тысячи (россиянин – $2,7 тысячи).
- На музыку китайский средний класс тратит $86 в год. При этом 57% слушают музыку вживую, 66% используют для этого онлайн-сервисы.
- Около 16% всех расходов китайцев – это покупки, сделанные онлайн. Китайские потребители тратят в интернет-магазинах $672 млрд в год (причем почти половина этих покупок производится с мобильных телефонов). Это больше трети (35%) от всех онлайн-покупок, совершаемых в мире. Как пишет Bloomberg, ожидается, что к 2018 году китайцы будут покупать в интернете больше всех остальных жителей Земли, вместе взятых.
Анастасия Зырянова,
Slon.ru от 11.03.2016 г.,
https://slon.ru/posts/65039