Как вы оцениваете перспективность развития такого формата торговли продовольствием?
Анна Никандрова, партнер, региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers International в России
Ниша продовольственного онлайн-ритейла в России в настоящее время мало развита, а основной причиной этого выступает особенность потребительского поведения россиян, то есть имеющийся психологический барьер покупки продуктов через интернет. В России исторически укоренилась привычка совершения такого рода покупок непосредственно на рынке либо в магазине. Расширение ассортимента магазина Ozon нескоропортящимися продовольственными товарами, безусловно, является положительным моментом и найдет позитивный отклик у сформировавшейся покупательской аудитории интернет-ритейлера, поскольку данные покупки в большей степени будут совершаться "заодно" с основными заказами привычных категорий товаров. Серьезную конкуренцию специализированным продовольственным ритейлерам, развивающим онлайн-торговлю, оператор вряд ли составит, так как для этого ему понадобится не только привлекать дополнительную аудиторию из офлайна, но и вводить такие затратные категории как, например, fresh.
Елена Ключарова, консультант отдела исследований рынка CBRE
Продуктовая розница в данном случае является, своего рода, сопутствующим товаром. При расширении ассортиментной матрицы, ритейлер, определенно выигрывает во многом за счет высокой лояльности к бренду Ozon, которую оператору удалось завоевать за годы существования на российском рынке. Заходя на сайт и приобретая книги или электронику, покупатель может сделать и небольшой продуктовый заказ, что достаточно удобно. Основные сложности, с которыми может столкнуться ритейлер - это поиск наиболее подходящего распределительного центра для хранения продукции и оптимизация затрат на логистику. В этом случае расширение ассортимента фермерскими продуктами будет не совсем экономически выгодным мероприятием. Наиболее целесообразно будет сосредоточиться на продаже основных продуктовых категорий, имеющих продолжительный срок годности (снеки, чай, кофе, каши, масло, специи), а также оригинальных продуктов, которые сложно приобрети в типовом продуктовом магазине.
Полина Жилкина, стерший директор отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield
Онлайн-торговля продуктами питания требует серьезных инвестиций в организацию процессов закупки, логистики и т.д. Это не одежда и не цифровая техника, условия хранения и доставки совершенно другие. Покупатель более требователен в отношении качества и условий доставки. В части организации закупок продуктовые сетевые ритейлеры имеют преимущество - это налаженная партнерская сеть, складские и производственные площади, спецтранспорт и прочее. 2015 год был сложным для бизнеса, и выручки многих крупных ритейлеров, торгующих алкоголем, не достигли планируемых показателей. Розница в онлайн-торговле алкоголем поделена, в основном, между двумя группами игроков – собственно, игроки алкогольного рынка (производители и дистрибьюторы) и крупные продовольственные ритейлеры, большинство из которых торгует алкоголем онлайн так же, как и в розничных магазинах. У последних – большая доля "массового" рынка, при том, что в последнее время импорт становится менее доступным для конечного потребителя. Законодательные инициативы и изменения в офлайн-торговле в отношении могут благотворно повлиять на развитие онлайн-торговли.
Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости компании RRG
С одной стороны перспективы развития у данного формата теоретически есть. Покупка продуктов в интернет-магазине может быть востребована среди занятых людей, у которых нет возможности или желания для походов в магазины или поездок в гипермаркеты на выходных. В принципе эта идея уже не нова, и было достаточно много попыток развивать интернет-магазины с продуктами питания. Однако при этом немногие компании смогли достигнуть успехов в этом деле. Главным недостатком данного формата торговли является высокая цена продуктов питания. Ведь у интернет-ритейлера есть дополнительные расходы, связанные с доставкой товаров конечному покупателю, также ему необходимо платить зарплату персоналу, количество которого, как правило, выше, чем обычном магазине. Таким образом, стоимость продуктов в интернет-магазине получается выше не только чем в крупных гипермаркетах, но и во многих магазинах формата "у дома". А это, в условиях текущего кризиса, когда большинство людей старается экономить, может стать главной причиной низкого спроса.
Максим Морозов, партнер девелоперской компании M9 Development
На наш взгляд перспективность, если ритейлер решит пойти дальше и расширить ассортимент сомнительная. По сути Ozon у большинства покупателей ассоциируется четко с книгами и электроникой, а вот соседство с продуктами питания выглядит уже нагромождением. На мой взгляд, компании пора остановится и торговать только некоторыми товарами, которые действительно удобно покупать онлайн. Главной проблемой тут может выступить ценообразование. Логистика и правда отнимает много средств, т.е. по сути, клиент заказывает книги – большую партию или электронику и знает, что заплатить за доставку продукции, учитывая ее цену, не жалко. А вот платить за доставку чая или кофе – одной двух баночек, или печенья уже вызовет сомнения. Такой подход просто может отвадить от покупки, зная, что в соседнем торговом центре товар и потрогать можно и выбрать визуально. Что касается цены, то чтобы привлечь покупателя – она должна быть ниже рынка, а из-за логистики и затрат на сотрудничество с дистрибьютерами этого сделать не получится, поэтому вряд ли люди смогут обеспечить желаемый объем продаж для Озона. Идея с алкоголем имеет место быть реализованной успешно, так как здесь можно создать уникальное предложение из востребованных марок алкоголя.
Какие сегменты ритейла сейчас развиваются в онлайн пространстве наиболее интенсивно?
Анна Никандрова
Наиболее активно в данном сегменте пока работают ритейлеры бытовой техники и электроники, товаров для детей и fashion. Так по данным E-Commerce Index TOP-100 в десятку крупнейших российских интернет магазинов входят 5 представителей сегмента бытовой техники и электроники (Юлмарт, Ситилинк, М.Видео, Связной и Эльдорадо), два магазина одежды (Lamoda и Wildberries), а также магазин канцтоваров "Комус", а возглавляет рейтинг онлайн ритейлер автозапчастей Exist.
Елена Ключарова
На сегодняшний день канал онлайн-продаж есть как у известных продуктовых сетей ("Азбука вкуса", "Седьмой континент", "Глобус Гурмэ"), так и непродуктовых ритейлеров. Наиболее интенсивно на сегодняшний день развиваются представители сегментов БТиЭ, часть из которых сократили физическое присутствие в пользу онлайн продаж, детских товаров, одежды и обуви. Так, например, с начала 2015 года первые онлайн магазины в России запустили такие розничные сети, как Converse и Nike. Также за счет проведения регулярных акций и активного развития программ лояльности достаточно стабильно себя чувствуют крупные интернет-гипермаркеты одежды (Wildberries, KupiVIP и др.)
Полина Жилкина
Активно на этом рынке сегодня проявляются себя ритейлеры бытовой техники и электроники, а также товаров fashion.
Юрий Тараненко
Чаще всего формат онлайн-торговли практикуют ритейлеры бытовой техники и электроники. По разным оценкам, на продажи в интернете приходится порядка 10% розничного оборота игроков этого рынка. Активно развивается сегодня и сегмент онлайн-торговли одеждой и аксессуарами.
Максим Морозов
то касается сегментов ритейла в онлайне, то сейчас в тренде продажа различных гаджетов, микроэлектроники, брендированной одежды и обуви, а также очень популярны сервисы формата Aliexpress, где с длительным ожиданием доставки можно купить практически любую не пищевую вещь (имеется в виду одежда и аксессуары, а также аксессуары для гаджетов и предметы повседневного пользования в хозяйстве). Также имеет высокую популярность продажа товаров для дома. Продажа продуктов питания в сети менее распространена, скорее обычно торгуют определенного вида продукцией – фермерские продукты (сыры, молочка) или же элитный шоколад и другие кондитерские изделия.
У кого из сетевых продовольственных ритейлеров удалось успешно наладить работу такого формата продаж, а кто потерпел неудачу?
Анна Никандрова
Крупнейшим продовольственным онлайн-ритейлером в России на сегодняшний день остается компания "Утконос", в ассортименте которого представлено порядка 40 тыс. наименований товаров, и которая фактически не имеет весомых конкурентов на сегодняшний день. Многие федеральные сетевые продовольственные ритейлеры также пробуют себя в сегменте онлайн-розницы. В 2015 году сразу несколько крупнейших продуктовых сетей заявили о намерении развивать онлайн формат. Так, компания "О’кей" начала тестовые онлайн продажи в Санкт-Петербурге, сеть "Магнит" также запустила пробный проект в Краснодаре, пилотный проект планирует запустить сеть "Перекресток", но в отличие от предыдущего опыта X5 Retail Group (например, магазины E5.ru) компания намерена сделать акцент именно на продовольственных товарах. Кроме того, бывший топ-менеджер сети "Дикси" планирует запустить сеть-онлайн гипермаркетов Foodbuyer. Интересный формат представили владельцы сети "Глобус Гурмэ", запустившие сеть клубных супермаркетов "Смартори", сочетающих в себе как офлайн точки продаж с доступом только для владельцев клубной карты, так и интернет-магазин. Пока оценивать успешность опыта онлайн-продаж продовольственными офлайн игроками преждевременно, поскольку данный сегмент в России находится еще на начальном этапе развития.
Елена Ключарова
Среди наиболее успешных примеров такой торговли стоит отметить всемирно известные интернет-платформы, очень популярные с недавнего времени и в России, которые регулярно расширяют ассортимент, в том числе за счет продуктовой розницы – Amazon, Aliexpress, eBay
Полина Жилкина
Затрудняюсь ответить.
Юрий Тараненко
Наиболее успешным примером интернет-магазина с продуктами питания сегодня является гипермаркет "Утконос". Вообще за последнее время появлялось достаточно много аналогов данному магазину, однако как я уже говорил, не многие из них смогли наладить свои работу и стабильно развиваться и дальше.
Максим Морозов
Одним из ярких примеров продажи онлайн продуктов стала сеть "Утконос" в Москве. У нее были собственные пункты выдачи заказов по всем районам, а также можно было купить некоторые товары в самих пунктах, которые работали по типу формата супермаркета. Основной упор компания делала на то, что все продукты можно заказать онлайн не выходя из дома и оформить доставку, или же дойти до них на пункт. Сеть имела очень хорошие показатели, но в результате не смогла удержаться на рынке, конкуренцию ей составили разросшиеся дискаунтеры. Сам же "Утконос" не мог сделать цены такими низкими как у "Магнита" или "Пятерочки" так как ориентирован на более высокий класс обслуживания. Также покупателей смущало то, что нельзя было определить свежесть товара при покупке. А при доставке могли выявляться более поздние сроки годности, что не воспринималось позитивно.
Arendator.ru от 12.05.2016 г.,
http://www.arendator.ru/articles/147913-obed_s_virtualnyh_polok/