Порталом ShopAndMall.ru совместно с RRG была сформирована база действующих и строящихся торговых комплексов столицы, которые были ранжированы по формату: малые ТЦ арендной площадью менее 10 тыс. кв. м, районные – 20 тыс. – 40 тыс. кв. м, региональные – 40 тыс. – 80 тыс. кв. м, суперрегиональные – более 80 тыс. кв. м GLA. Уникальность продукта заключается в том, что на карте обозначена плотность населения в каждом из кластеров города. Эксперты Департамента геомаркетинга и ГИС-анализа RRG обозначили территории с плотностью населению менее 50 тысяч жителей на га, от 51 до 150 тыс., 151 – 250 тыс., 251 – 350 тыс., 351 – 450 тыс., более 450 тыс. / га.
Москва, не смотря на активный девелопмент крупных проектов за последние годы, до сих пор существенно отстает от других городов России по уровню обеспеченности населения ритейлом. «Показатель обеспеченности города с учетом активно строящихся ТЦ составляет порядка 500 кв. м на тысячу жителей, что существенно ниже, чем в таких городах, как Краснодар, Екатеринбург, Самара, Тюмень, Санкт-Петербург, Рязань и др. Тем не менее, торговые площади распределены по территории города неравномерно и не достаточно рационально, что порождает в профессиональном сообществе дискуссии о перенасыщенности столицы ритейлом. Так, значительный массив суперрегиональных и региональных объектов сосредоточен на северо-западе и севере города, а также в южной части, где в пределах и за пределами МКАД сконцентрированы крупнейшие объекты», - комментирует председатель Совета директоров RRG Денис Колокольников.
Между тем, в городе остается достаточно ниш для реализации крупноформатных объектов и огромный задел для строительства малых и региональных ТЦ. Карта RRG и ShopAndMall.ru позволяет оценивать концентрацию населения и выявлять недообеспеченные территории. Так, в кластерах Печатники, Восточный, Новогиреево, Внуково, Измайловский и в целом ряде других уровень обеспеченность населения торговыми площадями находится ниже уровня 250 кв. м на тысячу жителей. Крупноформатные ТЦ отсутствуют, например, на востоке столицы, в самом крупном и самом доходном Ленинском мегакластере. В целом, потенциал для девелопмента ТЦ регионального масштаба на Востоке и Юго-востоке, Юго-Западе города достаточно велик. При грамотном выборе земельного участка можно получить эффективный, заполненный арендаторами, доходный проект даже в текущих экономических реалиях. В качестве примера, можно привести ТРЦ «Океания», который был открыт в 2016 году в очевидном «белом пятне» и является весьма успешным.
«Задача проекта – скорректировать подход девелоперов к выбору локаций, сделать его более рациональным, научно обоснованным, - комментирует генеральный директор ShopAndMall.ru Самвел Арутюнян. – Создан инструмент, позволяющий рассматривать город как совокупность территориальных единиц – кластеров, по каждому из которых мы смотрим плотность населения и уровень насыщенности торговыми площадями. Мы планируем продолжить совместный с RRG проект и создать аналогичные карты по всем городам-миллионникам, для начала».