В 2020 году Москва окажется в 2 раза слабее Подмосковья по уровню обеспеченности DIY-форматами. Как говорится в исследовании компании RRG, подмосковные города будут обеспечены магазинами DIY на уровне 110 м2 на 1000 жителей, в то время как в Москве этот показатель составит 56 м2. При этом обеспеченность гипермаркетами DIY в Подмосковье окажется в 1,5 раза выше, чем в Москве: 31 м2 на 1000 жителей против 21 м2 соответственно.
В исследовании RRG участвовали все города Московской области с населением свыше 25 тыс. человек, крупные поселки городского типа и города, вошедшие в состав Новой Москвы (Московский, Щербинка и Троицк). В общей сложности в сравнении участвовали 62 населенных пункта. Эксперты проанализировали все существующие там и строящиеся гипермаркеты, рынки и торговые комплексы рыночного типа, торгующие строительными и отделочными материалами. В случае с гипермаркетами оценивали площадь торгового зала, в остальных объектах — суммарную торговую площадь, занятую товарами DIY.
Оказалось, что лучше всего DIY-центрами обеспечены Наро-Фоминск, Дмитров и Истра. А первое место занял поселок городского типа Красково в Люберецком городском округе с результатом 375 м2 на 1000 жителей. Среди крупнейших городов с населением свыше 100 тыс. человек в лидеры выбились Люберцы (95,1 м2 на 1000 жителей), за ними следуют Мытищи (79,3 м2) и Химки (76,м2).
Замыкают список значительно удаленные от столицы города: Дубна, Озеры, Протвино и Ступино, где практически отсутствует крупноформатная торговля DIY. А из городов ближайшего Подмосковья в аутсайдерах оказались Фрязино (46 м2 на 1000 чел.), Лобня, Нахабино (50 м2) и Дедовск (53 м2).
Среди гипермаркетов наибольшую долю рынка занимает сеть Leroy Merlin — на нее приходится около 51% торговой площади всех гипермаркетов Москвы и Подмосковья. Это результат быстрой и географически выверенной экспансии (в том числе за счет поглощения финской «К-рауты») и агрессивной ценовой политики компании в рамках стратегии EDLP («низкие цены каждый день»).
На втором месте — OBI с девятью магазинами (19% всей торговой площади). Следом идут «Твой Дом» и Castorama: на каждую из сетей приходится примерно по 10% торговых площадей Москвы и области. «Петрович», занимающий второе место по выручке среди всех DIY-сетей в стране, представлен тремя гипермаркетами (примерно 3% площади).
Интересно, что 19 из 62 городов в исследовании оказались не охваченными качественными гипермаркетами, среди них Серпухов, Орехово-Зуево и Сергиев Посад — одни из крупнейших городов Подмосковья. Высоким потенциалом для открытия новых магазинов также обладают Воскресенск и Дубна. Однако ретейлерам, решившим открывать гипермаркеты в этих городах, не стоит рассчитывать на высокую долю транзитного трафика: города удалены от основных автомобильных трасс, говорят эксперты RRG.
Вадим Каминский, руководитель Департамента геомарктеинга и ГИС-анализа компании RRG:
"Рынок в сегменте DIY в Московском регионе все еще сложно назвать насыщенным. Множество городов испытывают потребность в открытии качественных магазинов товаров для дома и ремонта. С недавнего времени в России и мире наблюдается тренд ухода от модели строительства «классических» гипермаркетов стандарта big box в сторону развития малых и средних форматов торговли. Именно такие магазины будут показывать наибольшую эффективность в подмосковных городах с населением от 50 тыс. до 100 тыс. человек".