Бизнесу не привыкать к кризисам. Любое предпринимательство по определению означает готовность к риску и ответственность не только за себя. Однако несколько нерабочих недель с необъявленным режимом карантина или чрезвычайной ситуации и неясностью дальнейших перспектив ограничений — это то, к чему не готовился никто: ни бизнес, ни органы власти, ни общество в целом. В беспрецедентной ситуации режима изоляции для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции все предприниматели ищут свои способы выживания и даже поддерживают друг друга, занимаются меценатством. Эксперты отмечают, что сегодня гуманитарное по сути умение договариваться приобретает решающее значение, и единственной верной стратегией для всех без исключения называют win-win-подход.
Пожалуй, нет ни одной отрасли, которую бы не лихорадило от ограничений, вводимых органами власти всех уровней для сдерживания распространения COVID-19. «Первыми падение продаж на себе испытали детские развлекательные центры и детские кафе, — отмечает партнер по развитию бизнеса и управлению недвижимостью компании RRG Алдынай Юмбуу. — Товарооборот упал до 90%, хотя информации о том, что дети входят в группу риска, не было. Тем не менее родители приняли предупреждающие меры и отказались от посещения заведений этого формата. С вводом ограничительных мер отрицательная динамика распространилась на кинотеатры, фэшн, кафе, рестораны. Рост продаж происходит ожидаемо в продуктовом ритейле (более 50% к аналогичному периоду прошлого года), аптеках, онлайн-сервисах и услугах доставки». Но даже у ритейла, пережившего в феврале и марте бум спроса, сопоставимый с предновогодним, уже начались проблемы. Не понимая, как прогнозировать спрос, уже в апреле продуктовые сети столкнулись с необходимостью увеличения трат на утилизацию продуктов, которые они не успевают распродавать, сообщала газета «Известия» со ссылкой на данные Ассоциации компаний розничной торговли.
Мы были готовы к финансовому кризису и даже заранее понимали, что он неизбежен: десятилетие прошло, мир переполнен активами, рано или поздно финансовый кризис наступил бы. Но мы не ожидали коронавируса. А это вещь непредсказуемая и аналитически непонятная», — отмечает президент федеральной event-сети Rublev Family (франчайзи работают в Черноземье) Станислав Рублев
«В условиях изоляции больше всего, конечно, страдают сфера услуг физлицам (кроме доставки) и отрасли, которые базируются на личных контактах и организации общественных мероприятий. Но постепенно очередь доходит, например, и до строительства, недвижимости. Сейчас всех нас могут ждать очень тяжелые времена», — уверена заместитель гендиректора фи-девелоперской компании KASKAD Недвижимость Ольга Магилина.
Александр Мазалов, совладелец и юрконсультант ООО «Митлабс»:
MITLabs перешла на удаленную работу до того, как был введен режим самоизоляции. Мы разрабатываем программное обеспечение, так что были максимально готовы к изменениям. На практике полный отказ от офиса привел к тому, что все риски взяла на себя директор: по-прежнему необходимо принимать почту, ставить печати, решая задачи, возникшие до пандемии. Мы разработали и поддерживаем федеральную телемедицинскую систему, поэтому режим нерабочих дней на нас не распространяется. Я с ужасом думаю о том, что переживают другие отрасли. Очевидно, что сокращение активности у них означает, что активность сократится и у нас. Мы готовимся к трудному лету.
Для клиентов мы стараемся предлагать простые, быстрые решения по принципу “понятно, недорого, сейчас”. Их можно сразу пустить в работу, чтобы клиент мог проверить гипотезу или удержать место на рынке. Мы работали с видеоконференц-связью и системами электронной отчетности годами и готовы делиться опытом. Но в текущей ситуации я вижу один выход – думать, работать и зарабатывать деньги, сокращать расходы, сохраняя коллег и компанию.
Проверка на прочность
Во многом новая неожиданная кризисная ситуация стала проверкой не только на креативность и объем финансовой подушки, но и на общечеловеческие ценности, способность пойти на ограничения и жертвы, чтобы помочь другому. Это не только волонтерская работа и увеличение нагрузки на медперсонал, но и различные социальные инициативы бизнеса. Одними из первых стали просветительские онлайн-ресурсы — лектории, онлайн-кинотеатры, обеспечившие открытый доступ к своим материалам, включая те, что раньше были платными.
Михаил Кнеллер, сооснователь, гендиректор проекта «Умные города»: :
Мы занимаемся организацией научно-популярных программ для школьников, работаем в 36 городах восьми стран мира. Основной бизнес находится в России. На фоне распространения пандемии в начале марта продажи билетов стали у нас заметно снижаться. 16 марта после запрета на проведение массовых мероприятий мы были вынуждены их остановить. Готовиться к этому мы стали заранее — за целых четыре дня. Решение родилось довольно быстро — запустить научные квесты для детей в онлайне с проведением реальных экспериментов. Мы быстро сделали лендинг, запустили подписку на серию из шести наборов, и уже 19 марта первые наборы поехали к клиентам. Спустя одну-две недели удалось наладить производство и продажи в ряде крупных городов России, в том числе в Воронеже.
За месяц удалось продать около 2 тыс. коробок. Но суммарный оборот компании уменьшился — с 10 до 3 млн руб. в месяц.
Следом на дефицит средств индивидуальной защиты откликнулись производства, у которых есть возможность перепрофилировать под них свои линии. Так, в начале апреля предприятия Курской области начали производить защитные маски, а также одноразовые и многоразовые защитные костюмы, 7 тыс. многоразовых и 9 тыс. одноразовых ежемесячно. Кроме того, на девяти фабриках был организован выпуск защитных масок мощностью 23,5 тыс. шт. в месяц. Ранее о перепрофилировании ряда предприятий под производство средств индивидуальной защиты сообщали в Орловской области. Там общий объем производства масок может достичь 300 тыс. шт. в сутки. В Тамбовской области, по данным администрации региона на начало месяца, производилось по 35 тыс. шт. масок ежедневно.
Станислав Рублев, президент федеральной event-сети Rublev Family:
У нас франчайзинговая сеть, и в Черноземье работают несколько партнеров (франчайзи в Брянске, Липецке, Воронеже, Белгороде). Поскольку наш бизнес — это большие стационарные площадки для проведения мероприятий в формате квест-шоу, то сейчас из-за изоляции 100% филиалов закрыты. В офлайн-сфере мы продаем только подарочные сертификаты и мероприятия на июнь.
Но мы нашли выход и в апреле запустили онлайн-продукт — “живые квесты онлайн” для проведения детских праздников. Благодаря новому формату нам удается сохранить рабочие места и 100%-ную выручку наших партнеров, несмотря на падение их оборотов более чем на 50% (средний чек на наш онлайн-праздник в три раза ниже по сравнению с офлайн). Этого мы достигли за счет высокой маржинальности онлайн-продукта: она доходит до 100% (за вычетом маркетинговых расходов).
Оборот сети в целом благодаря онлайн-продукту может даже увеличиться за счет расширения аудитории: продаем мероприятия в городах, где раньше не вели бизнес. Еще одно преимущество онлайна для ивентов в том, что нет ограничений по максимальному числу игр, проходящих одновременно. А на одной офлайн-площадке мы могли проводить максимум 90 игр в месяц».
Но далеко не у всех компаний получилось быстро перепрофилироваться, да еще и с пользой для общества. Так, по данным проведенного в апреле соцопроса, озвученным бизнес-омбудсменом Борисом Титовым на одном из совещаний с региональными уполномоченными по правам бизнесменов, почти половина предпринимателей назвали свой переход в онлайн-сферу невозможным.
В режиме взаимопомощи
Спустя несколько недель после начала пандемии компании, которым удалось наладить работу в условиях изоляции, сами стали искать варианты посильной помощи обществу. Так, СП Pirelli и госкорпорации «Ростех» ООО «Пирелли Тайр Руссия», включающее шинные заводы в Воронеже и Кирове, заявило о намерении поставить станциям скорой помощи этих городов почти 1 тыс. шин «в качестве безвозмездной помощи в борьбе с коронавирусом». ОЭЗ ППТ «Липецк» передавала Липецкой области 69 тыс. масок для ведомств, которые продолжают свою работу в режиме самоизоляции. Директор Курского электроаппаратного завода Андрей Канунников заявлял о намерении пожертвовать на борьбу с коронавирусной инфекцией 15 млн руб., гендиректор АПК «Конек-Горбунок» Кирилл Сорокин перечислил фонду развития Курской области, занимающемуся сбором средств, 1 млн руб. Ряд предприятий откликнулись и в Белгородской области: «Металлоинвест», «Эфко», Яковлевский ГОК и другие. Социальный партнер группы НЛМК — благотворительный фонд «Милосердие» — планирует выделить 500 млн руб. для поддержки регионов присутствия компании (Липецкая, Белгородская, Калужская, Свердловская области и Алтайский край) в сдерживании распространения COVID-19. На эти деньги планируется закупать наиболее востребованное медицинское оборудование и средства индивидуальной защиты. Руководители event-агентств предложили губернатору Воронежской области Александру Гусеву организовать и провести день города бесплатно и «на принципиально новом уровне». Правда, взамен бизнесмены попросили о введении ряда мер поддержки.
«Сейчас бизнесы стараются помогать друг другу: сервисы доставки работают с ресторанами, например. Но в большой степени все зависит от того, какие где вводятся ограничения на работу того или иного бизнеса. Знаю много примеров, когда компании вроде бы и разрешено сейчас работать, но она не может этого делать в связи с тем, что нужны комплектующие, которые должны поставляться организациями, закрытыми из-за пандемии. Это очень усложняет жизнь всем сферам бизнеса», — отмечает президент федеральной event-сети Rublev Family Станислав Рублев.
Постнерабочие перспективы
Прогнозируя ситуацию, которая может сложиться после снятия связанных с пандемией ограничительных мер, пока можно опираться только на опыт Китая, считает Алдынай Юмбуу. Там повышенный спрос сохраняется на санитарно-гигиеническую продукцию, еду, лекарства. «Следом идут товары для дома — они и в условиях самоизоляции проявляют некую устойчивость в сравнении с той же одеждой: дом теперь стал и офисом, нужно его обустроить», — отмечает госпожа Юмбуу.
Самые большие убытки, по мнению Станислава Рублева, сегодня терпят ресторанный бизнес и индустрия офлайн-развлечений: «Если режим изоляции продлится месяц-два, ресторанные сети смогут это пережить. Если он будет бушевать полгода, то 90–95% всего рынка упадут в очень большие долговые обязательства. Это касается и торгово-развлекательных центров, и детских парков, и развлекательных сетей, а также театров, цирков, event-компаний и всего, что связано с большими скоплениями людей».
А, например, в строительном бизнесе сильнее всего пострадают проектировщики, архитектурные бюро и подрядные организации, считает директор по развитию группы компаний «РКС Девелопмент» Станислав Сагирян: «В состоянии нестабильности, когда застройщиков вынуждают закрывать стройки, а тем, в свою очередь, приходится оптимизировать свои затраты на время простоя, от услуг проектировщиков и архитекторов откажутся в первую очередь, так как они работают на будущее, создают новые проекты. Не очень понятно, как долго продержится карантин, поэтому девелоперы сосредоточатся на сохранении строек и выполнении уже начатых работ, а не на создании новых проектов». По мнению господина Сагиряна, застройщики, использующие проектное финансирование и работающие по договорам эскроу, пострадают меньше всего: «Наличие проектного финансирования означает большую независимость от приостановки продаж и, соответственно, поступления денежных средств».
«После окончания пандемии нас ждет существенный рост спроса на загородную недвижимость из-за понимания того, что приватность и экология жилища играют огромную роль. Мы уже сейчас видим рост спроса на 20–25%. Люди отлично воспринимают такие услуги, как онлайн-экскурсии на объект недвижимости, заявку на ипотечный кредит — тоже онлайн. И, конечно, удаленная регистрация сделок с недвижимостью никогда ранее не была так популярна», — отмечает Ольга Магилина.
Очевидно, что многое будет зависеть от того, насколько эффективным и гибким окажется взаимодействие власти и бизнеса, власти и общества, общества и бизнеса, бизнеса и бизнеса, уверены эксперты.
«Единственная верная стратегия сейчас для всех без исключения — win-win-подход. Передоговариваются все. Легче пройдут этот период компании, которые слышат другую сторону и добиваются того, чтобы решение было выгодно обеим сторонам. Любая попытка получить больше за счет другого завершится тем, что вместо вас выберут другого», — убеждена Алдынай Юмбуу.