Rambler's Top100
+7 (495) 981 0012
Москва, ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1, офис 319
На главную Карта сайта Подписаться

Открытие магазинов в Москве: чего ждут игроки рынка недвижимости

28.05.2020

С 1 июня в Москве планируется открыть непродовольственные магазины и часть сервисов бытовых услуг. Об этом заявил мэр Москвы Сергей Собянин во время совещания с президентом Владимиром Путиным.

Собянин отметил, что планируется «раскрыть» всю непродовольственную торговлю и часть заведений, работающих в сфере бытовых услуг в городе, — прачечные, химчистки и другие, которые не требуют длительного контакта между людьми. Мэр не уточнил, откроются крупные торговые центры или только небольшие магазины формата стрит-ретейл. По словам Собянина, в ближайший день будут выпущены все соответствующие нормативные документы.

Эксперты рассказали, как это отразится на рынке коммерческой недвижимости, операторов непродовольственных товаров и услуг, а также насколько вырастет спрос среди населения на товары и услуги.

«Ставки аренды до конца года могут снизиться на 20–30%»

Лариса Еремина, заместитель директора департамента стрит-ретейла Colliers International:

— По нашим прогнозам, при снятии ограничений на центральных улицах Москвы (включая Садовое кольцо) могут заработать до 55% от общего числа всех арендаторов, площадь помещения у которых менее 400 кв. м. Всего арендаторов с такой площадью 3023. Большинство ретейлеров занялись управлением расходами, в первую очередь оптимизируя объем персонала, сокращая или закрывая магазины на неопределенный срок. Многие компании уже сейчас ищут альтернативные способы продажи товаров и делают акцент на онлайн-сегмент. В результате в ближайшие один-два года количество гибридных форматов торговли может увеличиться в два раза. Учитывая закрытие многих магазинов и высвобождение свободных площадей, ставки аренды до конца года могут снизиться на 20–30%.

«Покупатели будут даже более активны, чем в марте 2020 года»

Александр Галицын, генеральный директор We Know:

— Открытие ретейла, непродовольственных магазинов и некоторых предприятий бытовых услуг — один из самых ожидаемых этапов постепенного снятия режима изоляции, который был крайне необходим бизнесу. Например, за два месяца в сфере первичного жилья накопился значительный отложенный спрос, так как не менее половины целевых покупателей не были готовы совершать покупку квартиры в режиме изоляции, без возможности приехать в офис и на объект. По нашим оценкам, открытие офисов продаж на девелоперских проектах положительно скажется на конвертации в сделки — их объем может вырасти на 40% и более. Мы ожидаем активного июня и готовимся работать с удвоенной силой, наверстывая месяцы изоляции. Насколько нам известно, крупнейшие девелоперы в Москве и области также ожидают активности покупателей, что может сказаться на индексации цен в сторону повышения.

Если говорить глобально о сфере услуг и ретейла, а также тех отраслях, с которых будут сняты ограничения, думаю, покупатели станут даже более активны, чем в марте 2020 года: люди соскучились по офлайн-шопингу, салонам красоты, фитнесу. Кроме того, восстановление сферы ретейла и услуг — это не просто ощущение свободы для покупателей, это и постепенное восстановление наиболее пострадавших отраслей, это сотни тысяч рабочих мест, восстановление покупательной способности населения.

«Посещаемость будет оставаться на относительно низком уровне»

Евгения Хакбердиева, директор департамента торговой недвижимости Knight Frank:

— Открытие — это, безусловно, хороший знак для ретейла. После длительного периода неопределенности у игроков рынка забрезжил свет. Со стороны потребителей также сформировался определенный отложенный спрос, который онлайн не смог удовлетворить. Например, сегодня открылся «Леруа Мерлен» — и тут же образовалась очередь. Если даже не учитывать, что пока будут закрыты салоны красоты и фитнес-центры, то работать смогут начать около 80% операторов в ТРЦ.

Посещаемость даже при открытых магазинах по-прежнему будет оставаться на относительно низком уровне (по сравнению с докризисными показателями), учитывая ограничения по перемещению и опасения людей. Однако она вырастет на 15–20% в течение месяца. С оценкой оборотов все обстоит сложнее: может быть так, что они сократятся только на 30–40%, а может быть, падение будет на уровне 50–60%. Все зависит от большой совокупности факторов: поддержки населения и бизнеса государством, дальнейших послаблений в ограничениях и темпов восстановления экономики.

«Открываются ретейлеры и предприятия бытовых услуг, которые имеют отдельный вход»

Евгения Сафонова, аналитик департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield:

— По опыту снятия ограничений в регионах России, открываются не все непродовольственные ретейлеры и предприятия бытовых услуг, а только те, которые имеют отдельный вход с улицы. Также, вероятнее всего, будут введены ограничения на количество человек, которые могут одновременно находиться в торговых точках. Торговым центрам необходимо больше времени для обеспечения безопасного запуска с соблюдением всех гигиенических норм и контроля посещаемости объектов. Очевидно, что после пандемии смогут открыться не все ретейлеры — некоторые рестораны уже сейчас заявляют о закрытиях, малый и средний бизнес также испытывает серьезные трудности, а сетевые операторы анонсируют программы оптимизации бизнеса и будут вынуждены закрыть неприбыльные точки.

«Появится ясность, кто из арендаторов остается, а кто закрывается»

Светлана Ярова, руководитель департамента брокериджа коммерческой недвижимости компании RRG:

— Мы расцениваем эту новость как позитивную и ожидаем оживления рынка. Основная проблема в последние месяцы была связана даже не с падением оборотов, а с наличием большой неопределенности, а в неопределенности бизнес оттягивает принятие решений. Мы ожидаем, что в сегменте b2b наконец-то пройдет большинство отложенных или запланированных переговоров. Кроме того, появится ясность как для арендаторов, так и для владельцев торговых центров, кто из арендаторов остается, кто закрывается, как ведут себя покупатели и в связи с этим какие прогнозы по развитию ситуации на ближайший период.

«Магазины одежды, скорее всего, откроются с больших распродаж»

Роман Амелин, директор департамента коммерческой недвижимости агентства Point Estate:

— Магазины одежды, скорее всего, откроются с больших распродаж, потому что ретейлерам нужно сбыть нераспроданные товары, накопившиеся у них за два месяца. Поэтому стоит ждать от них интересных акций и хороших скидок. Что касается общепита, то, на мой взгляд, практически каждое второе заведение в Москве не возобновит работу, потому что не смогло пережить простой. Даже те точки, которые откроются с 1 июня, будут испытывать серьезные трудности из-за необходимости посетителей соблюдать дистанцию.

«Сфера услуг первой увидит рост количества покупателей»

Ирина Козина, заместитель директора направления стрит-ретейл Knight Frank:

— На данный момент восстановление операторов в стрит-ретейле во многом зависит от снятия или послабления пропускного режима. Если ориентироваться на опыт других стран, то в первую очередь начинали открываться магазины формата стрит-ретейл, а уже потом вернулись к работе крупные магазины в торговых центрах.

Доля операторов непродовольственных товаров в Москве в целом держится на уровне 30–50% от общего числа. И можно сказать, что точки сферы услуг «у дома» первыми увидят рост количества покупателей и увеличение среднего чека. Но, опять-таки, важно понимать, насколько будет ограничена пропускная способность. Сохранение ограничительных мер, особенно в общепите, вкупе со сниженными потребительскими возможностями значительно замедлит восстановление рынка торговли на улицах столицы в отдельных сегментах. К концу года возможен рост вакансии до 15% на отдельных улицах.

В столице с 30 марта из-за распространения коронавирусной инфекции была приостановлена работа непродовольственных магазинов. Продовольственные магазины не закрывались, но смогли работать при условиях соблюдения дистанции между посетителями, дезинфекции помещений, ношении защитных средств.
РБК

RRG, Россия, Москва,
ул. Ленинская слобода,
д. 19, стр. 1,
БЦ Омега Плаза, офис 319
Телефон +7 (495) 981 0012


© RRG 2024.
Перепечатка материалов сайта
только с письменного разрешения.
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
На главную Карта сайта
О компании Новости Услуги Технологии Предложения Аналитика Клиенты Контакты