Компания RRG провела онлайн опрос москвичей, целью которого было выявить отношения жителей города к формату удаленной работы и их предпочтениям. Согласно исследованию, 73% опрошенных полностью или частично начали удаленно работать с начала пандемии, 20% полностью или частично работали не в офисе и до эпидемии, 84% респондентов считают, что им подходит формат удаленной работы. В исследовании приняли участие москвичи в возрастной категории от 22 до 58 лет.
Респондентам предлагалась ответить на вопросы удовлетворенности от удаленной работы, организации рабочего места, смена места пребывания на период самоизоляции и пр.
В ходе исследования выяснилось, что подавляющее большинство опрошенных работают в только квартире (72%), 15% чередуют квартиру и дачу, 13% работают исключительно на даче и около 4% опрошенных арендовали дачу или загородный дом, что подтверждается возросшим спросом на аренду загородного жилья (рис. 1).
Рис. 1
Удовлетворенность непосредственно рабочим местом зависит и от того, где человек работает и от того, сколько мест он при этом чередует: больше всего довольны «дачники» (среди них наибольшая доля работающих в отдельном кабинете) и те, кто чередует 3 и более мест, а меньше всего те, кто не выезжает за пределы квартиры, особенно, если рабочее место одно и не меняется. Работают в основном за столом на кухне или в комнате, пятая часть – использует диван, а также есть те, кто работают прямо в кровати. При этом 67% хотели бы работать в отдельном кабинете в квартире или доме, 24% предпочли бы коворкинг в доме или рядом, 15% - отдельный кабинет в жилом комплексе на другом этаже (рис. 2).
Рис. 2
Основным плюсом работы дома респонденты считают отсутствие всего, что связано с перемещением на работу: временные затраты на дорогу и сборы (87% и 62% соответственно), транспортные расходы (53%). С другой стороны, при отсутствии перемещения на работу значительно сокращается количество движений, что больше всего не нравится опрошенным (54% опрошенных). Также работа дома подразумевает меньше социализации и отсутствие смены обстановки. Многих респондентов отвлекают как члены семьи, дети, так и домашние дела.
Тем не менее, 79% опрошенных положительно относятся к дальнейшему совмещению функций проживания, работы и досуга в одном здании. Наиболее важными объектами инфраструктуры респонденты считают наличие благоустроенного двора / сада (83%), наличие гостевой парковки (83), тренд на здоровье и красоту (фитнес, салон красоты, спортивные секции), а также предприятия общепита и детский сад/центр. Также респонденты отмечали важность быстрого интернета, возможности доставки еды, наличие в ЖК офисной техники (принтеры, сканеры и тп), коворкинга или переговорных. За пользование такими объектами инфраструктуры как фитнес, бассейн, переговорная или аренда кабинета для приглашения beauty специалистов опрошенные готовы платить около 300 рублей в час (рис. 3).
Рис. 3
Закрытие магазинов и предприятия сервиса сказалось и на изменениях в структуре трат семей. Практически во всех сегментах отмечается довольно существенное увеличение доли онлайн покупок. Наиболее существенное снижение расходов отмечается в следующих группах товаров: одежда и обувь, электроника и бытовая техника, товары для дома и мебель, наименьшее – FMCG и детские товары. При этом в FMCG наибольшая доля респондентов отметила существенный рост доли онлайн покупок – 20% (рис. 4).
Рис. 4 *Среди тех, кто совершает покупки по данным группам товаров
«Пандемия внесла существенные перемены в жизнь людей. Удаленный формат работы поменял полностью парадигму жизни. Сегодня человек может работать ото всюду и не привязываться к посещению офиса. Остается решить вопрос с наполняемостью инфраструктурными объектами жилых комплексов, и формированию функционального зонирования квартир, создавая возможности для гибких пространств», - прокомментировал Денис Колокольников, управляющий партнер компании RRG.