Комментирует директор департамента брокериджа коммерческой недвижимости RRG Светлана Ярова:
— Некоторые собственники выставили на экспонирование помещения, в которых еще есть арендатор, и не факт, что он уйдет, — такой открытый маркет-тест.
— Сейчас всех интересует, как себя будут вести известные международные бренды и корпорации, так называемый хай-стрит. И там до сих пор существует неопределенность. При этом мало кто говорит, например, о ресторанах, которые открываются и ищут помещения.
— Основное отличие этого периода от предыдущих кризисов на уровне спроса в том, что голый бетон рассматривается трудно, все компании хотят помещения за выездом кого-то. То есть арендаторы стремятся сэкономить даже не столько на арендной ставке, сколько на инвестициях в отделку.
— В стрит-ретейле существует сезонность. Рестораны сейчас уже достраивают проекты, которые будут открыты осенью или работают с верандами, а следующий всплеск активности по поиску новых помещений будет после того, как отбомбит новогодний сезон.
По данным RRG, в удаленных от центра районах массовой застройки средняя месячная ставка аренды составляет около 2000 рублей за кв. м. Для более крупных помещений ставка может быть ниже, для мелких — побольше. Там же, но на пешеходных бульварах, в центральных зонах ЖК, у станции метро, у остановки ставка на небольшие форматные помещения доходит до 3500 рублей, иногда даже чуть выше. В зонах с отличным трафиком, у метро, на помещения нарезкой от 50 кв. м ставка будет от 5000-6500 рублей. Прайм-ставка в самых лучших и востребованных локациях, например на Патриарших прудах, Большой Никитской, в зоне вокруг ЦУМа, может доходить и до 16 000 рублей.
Источник: Forbes