Светлана Ярова, директор департамента брокериджа коммерческой недвижимости RRG:
– Отношение собственников стало более ровным и спокойным, поскольку появилась определенность: сейчас уже более-менее понятно, кто остаётся, кто уходит, а у кого – продажа партнеру, ребрендинг. Выяснение отношений между собственниками помещений и брендами, которые покинули российский рынок, через суд так и не стало общей практикой. Процессы были, суды рассматривали каждый конкретный случай и выносили решения, как в пользу арендодателей, так и в пользу ритейлеров. Да, было несколько крупных случаев, когда суд встал на сторону собственников ТЦ и обязал бренды заплатить огромные штрафы. Эти процессы получили большой резонанс в деловом сообществе и, возможно, в каких-то случаях побудили ритейлеров пойти навстречу, и выполнить обязательства по договору, либо заключить мировое соглашение, не доводя дело до суда. Впрочем, среди западных брендов немало и таких компаний, кто в принципе не переставал платить аренду и, даже выбрав уход с российского рынка, стремился сохранить репутацию и хорошие отношения с собственниками.
Однако, если несколькими месяцами ранее собственники помещений были готовы ждать и терпеть закрытые магазины при условии хотя бы минимальной арендной платы, то сейчас они больше склонны к досрочному завершению таких договоров и поиску новых арендаторов на новых условиях. Тем более, что у иностранных брендов зачастую были ещё и более выгодные условия, чем у остальных арендаторов.
Источник: CRE