Светлана Ярова, директор департамента брокериджа коммерческой недвижимости RRG:
Уже в феврале рынок стремительно откатился к трендам пандемического периода: переориентирование спроса в сторону районных торговых центров и магазинов у дома, спад покупательской активности. При этом быстрее всего спрос восстановился именно в таких сегментах как общепит, спорт, детское дополнительное образование и FMCG. В то время как, например, одежду или бытовую технику в целом покупали меньше, хотя на фоне ухода крупных международных ритейлеров ряд российских операторов, напротив, смогли нарастить обороты.
«Но, при глобальном сокращении у всего сетевого ритейла программ развития, скорость принятия решений в 2022-м, в том числе, положительных, напротив, возросла, – сообщает г-жа Ярова. – Мы увидели рынок арендатора, который точно знает, сколько метров хочет, в каком месте и по какой ставке. Там, где все параметры совпадали, сделки совершались очень быстро. Это касается и высоколиквидных помещений в стрите, и выгодных локациях в ТЦ, к примеру за выездом зарубежных брендов, и даже стрит-ритейла в глубине жилых районов – здесь сетевые ритейлеры в 2020-2021 гг. набрались знаний и опыта в подборе помещений, а также поверили в этот формат, увидев обороты». В итоге ставки на готовые помещения с ремонтом в хороших локациях сохранились на прежнем уровне, а больше всего просела аренда помещений без отделки. У всех компаний резко сузился горизонт планирования, и практически не было прелизов – сделки совершались в формате «здесь и сейчас» с перспективой открытия в 1-2 месяца.
Источник: CRE